Найти тему
Ника Марш

Ломать комедию

От сына она требовала, чтобы он называл ее….папой. Да и в мужском костюме Марии-Антуанетте Рокур было куда удобнее, чем в пышных юбках эпохи рококо. Актриса театра «Комеди Франсез» была не прочь ломать комедию и в обычной жизни.

На афишах ее подписывали просто «Рокур», ведь имя Франсуаза-Мария-Антуанетта Сосеротт звучало бы слишком длинно и неинтересно. Эта женщина, покорившая Париж времен Людовика Шестнадцатого, любила блеск и популярность.

портрет Рокур
портрет Рокур

В семье комика из Лотарингии она появилась 3 марта 1756 года. В те времена театр редко «сидел на месте». Отец с труппой выступал в Нанси, Руане, затем гастролировал по Испании, прежде чем осесть окончательно в столице Франции. Яркая темноглазая девочка была в восторге от всего, что видела. И, конечно, сразу захотела пойти по стопам отца. Дебют состоялся в двенадцать, и Рокур (это имя она сразу придумала себе) убедилась, что сделала верный выбор. Публика рукоплескала!

Был ли у нее талант? Бесспорно. А еще мощный звучный голос, слишком сильный для субтильной девушки. В 1772 году Рокур приняли в труппу театра «Комеди Франсез». Первая большая роль – Дидоны – сразу принесла ей успех. Поклонники говорили, что это благодаря ее умению вживаться в роль, завистники отмечали, что публика просто полюбила симпатичное личико.

Французская актриса Эдвиж Фейер сыграла роль Рокур в фильме
Французская актриса Эдвиж Фейер сыграла роль Рокур в фильме

У Рокур сразу появились обожатели из числа состоятельных людей. В шестнадцать лет от дорогих подарков в атмосфере настоящего поклонения у самой благоразумной вскружилась бы голова. Так случилось и с Рокур. Успех за успехом в театре – она играла ведущие роли во всех постановках на протяжении четырех лет – помноженный на любовные победы сделали ее совершенно невыносимой.

Она держала салон, в котором принимала гостей, лежа на широкой софе. Не придумка Рокур, так делали и до, и после нее, но обстановка этого салона была вызывающе роскошной. Она позволяла себе капризы, резкие высказывания и сарказм по отношению к посетителям. А еще тратила, тратила, тратила! С этим можно было бы мириться, но Рокур «засветилась» в том, что оказывала нежное покровительство не только мужчинам, но и женщинам. В «Комеди Франсез» сквозь пальцы смотрели на репутацию актрис (больше шума, больше зрителей!), но Рокур явно перегибала палку. Ломать комедию следовало чуть-чуть потише.

портрет мадмуазель Рокур
портрет мадмуазель Рокур

Вдобавок голос Рокур начал создавать сложности. Он подходил для героических ролей, для персонажей сильных, глубоких, "больших". А театр старался вносить разнообразие в репертуар, и легкие комедии тоже не исключал. И вот в подобных постановках Рокур совсем не было места.

Конфликт с театральным руководством нарастал, а когда в 1776 году Рокур однажды не вышла на работу, ее с облегчением уволили. Отличный повод! Актрису же посадили в тюрьму за огромные долги.

Выкрутиться из сложной ситуации Рокур помогла подруга, оперная певица Софи Арно. Она снабдила Рокур деньгами, а заодно дала совет: хочешь снова подняться – работай. И конфликты с театром лучше погасить. Взбалмошная молодая женщина согласилась, но решила попытать счастья за границей – на несколько лет она уехала колесить по Европе, и даже давала спектакли в России. После этого возвращение в Париж стало триумфальным: в 1779 году Рокур снова оказалась на сцене «Комеди Франсез». Восстановить актрису в труппе помогла сама королева Франции!

Портрет Софи Арно, оказавшей поддержку Рокур
Портрет Софи Арно, оказавшей поддержку Рокур

Но привычку ломать комедию оказалось невозможно изжить. Рокур носила мужскую одежду, представлялась папой своего сына, и, по некоторым сведениям, состояла в масонской женской ложе «Андрогина». Идеальный персонаж для желтой прессы.

Революция попыталась ее перемолоть: в начале 90-х Рокур была арестована. Но актриса, не склонная к унынию, стойко пережила полугодовое заключение. К тому же, среди заключенных оказалась Генриетта Симона де Понти, женщина, буквально покорившая саму Рокур. После того, как обе дамы обрели свободу в 1793-м, они больше не расставались.

Во времена Директории Рокур попыталась создать свой театр, но его быстро закрыли. Снова на сцену актриса вышла в 1799-м, и попала в поле зрения Наполеона. Став императором, тот назначил ей хорошую пенсию и поручил организовать гастроли французских актеров по Италии. Это был последний по-настоящему большой успех мадмуазель Рокур. После гастролей она не возвращалась на сцену.

замок Ла Шапель, в котором жила Рокур - современный вид
замок Ла Шапель, в котором жила Рокур - современный вид

В 1801 году актриса поселилась в замке на берегу Луары. Рокур старательно приводила в порядок разрушенный после революции парк, и посадила в нем немало экзотических растений. Некоторые из них ей любезно передала императрица Жозефина, а Рокур, взамен, делилась своими саженцами. Женщины дружили.

Франсуаза-Мария-Антуанетта Рокур скончалась в Париже, 15 января 1815 года. Согласно церковным порядкам, актрису нельзя было предать земле на территории кладбища. Но толпа ее поклонников считала иначе – они буквально вынесли двери приходского храма, требуя для Рокур полноценного погребения. В дело пришлось вмешаться Людовику XVIII. Отдельным указом он разрешил поместить останки актрисы в приготовленный для нее мавзолей на Пер-Лашез. Даже неживая Рокур продолжала ломать комедию…

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!

И не забывайте, пожалуйста, про Лайки! Они помогают развитию канала!