От сына она требовала, чтобы он называл ее….папой. Да и в мужском костюме Марии-Антуанетте Рокур было куда удобнее, чем в пышных юбках эпохи рококо. Актриса театра «Комеди Франсез» была не прочь ломать комедию и в обычной жизни.
На афишах ее подписывали просто «Рокур», ведь имя Франсуаза-Мария-Антуанетта Сосеротт звучало бы слишком длинно и неинтересно. Эта женщина, покорившая Париж времен Людовика Шестнадцатого, любила блеск и популярность.
В семье комика из Лотарингии она появилась 3 марта 1756 года. В те времена театр редко «сидел на месте». Отец с труппой выступал в Нанси, Руане, затем гастролировал по Испании, прежде чем осесть окончательно в столице Франции. Яркая темноглазая девочка была в восторге от всего, что видела. И, конечно, сразу захотела пойти по стопам отца. Дебют состоялся в двенадцать, и Рокур (это имя она сразу придумала себе) убедилась, что сделала верный выбор. Публика рукоплескала!
Был ли у нее талант? Бесспорно. А еще мощный звучный голос, слишком сильный для субтильной девушки. В 1772 году Рокур приняли в труппу театра «Комеди Франсез». Первая большая роль – Дидоны – сразу принесла ей успех. Поклонники говорили, что это благодаря ее умению вживаться в роль, завистники отмечали, что публика просто полюбила симпатичное личико.
У Рокур сразу появились обожатели из числа состоятельных людей. В шестнадцать лет от дорогих подарков в атмосфере настоящего поклонения у самой благоразумной вскружилась бы голова. Так случилось и с Рокур. Успех за успехом в театре – она играла ведущие роли во всех постановках на протяжении четырех лет – помноженный на любовные победы сделали ее совершенно невыносимой.
Она держала салон, в котором принимала гостей, лежа на широкой софе. Не придумка Рокур, так делали и до, и после нее, но обстановка этого салона была вызывающе роскошной. Она позволяла себе капризы, резкие высказывания и сарказм по отношению к посетителям. А еще тратила, тратила, тратила! С этим можно было бы мириться, но Рокур «засветилась» в том, что оказывала нежное покровительство не только мужчинам, но и женщинам. В «Комеди Франсез» сквозь пальцы смотрели на репутацию актрис (больше шума, больше зрителей!), но Рокур явно перегибала палку. Ломать комедию следовало чуть-чуть потише.
Вдобавок голос Рокур начал создавать сложности. Он подходил для героических ролей, для персонажей сильных, глубоких, "больших". А театр старался вносить разнообразие в репертуар, и легкие комедии тоже не исключал. И вот в подобных постановках Рокур совсем не было места.
Конфликт с театральным руководством нарастал, а когда в 1776 году Рокур однажды не вышла на работу, ее с облегчением уволили. Отличный повод! Актрису же посадили в тюрьму за огромные долги.
Выкрутиться из сложной ситуации Рокур помогла подруга, оперная певица Софи Арно. Она снабдила Рокур деньгами, а заодно дала совет: хочешь снова подняться – работай. И конфликты с театром лучше погасить. Взбалмошная молодая женщина согласилась, но решила попытать счастья за границей – на несколько лет она уехала колесить по Европе, и даже давала спектакли в России. После этого возвращение в Париж стало триумфальным: в 1779 году Рокур снова оказалась на сцене «Комеди Франсез». Восстановить актрису в труппе помогла сама королева Франции!
Но привычку ломать комедию оказалось невозможно изжить. Рокур носила мужскую одежду, представлялась папой своего сына, и, по некоторым сведениям, состояла в масонской женской ложе «Андрогина». Идеальный персонаж для желтой прессы.
Революция попыталась ее перемолоть: в начале 90-х Рокур была арестована. Но актриса, не склонная к унынию, стойко пережила полугодовое заключение. К тому же, среди заключенных оказалась Генриетта Симона де Понти, женщина, буквально покорившая саму Рокур. После того, как обе дамы обрели свободу в 1793-м, они больше не расставались.
Во времена Директории Рокур попыталась создать свой театр, но его быстро закрыли. Снова на сцену актриса вышла в 1799-м, и попала в поле зрения Наполеона. Став императором, тот назначил ей хорошую пенсию и поручил организовать гастроли французских актеров по Италии. Это был последний по-настоящему большой успех мадмуазель Рокур. После гастролей она не возвращалась на сцену.
В 1801 году актриса поселилась в замке на берегу Луары. Рокур старательно приводила в порядок разрушенный после революции парк, и посадила в нем немало экзотических растений. Некоторые из них ей любезно передала императрица Жозефина, а Рокур, взамен, делилась своими саженцами. Женщины дружили.
Франсуаза-Мария-Антуанетта Рокур скончалась в Париже, 15 января 1815 года. Согласно церковным порядкам, актрису нельзя было предать земле на территории кладбища. Но толпа ее поклонников считала иначе – они буквально вынесли двери приходского храма, требуя для Рокур полноценного погребения. В дело пришлось вмешаться Людовику XVIII. Отдельным указом он разрешил поместить останки актрисы в приготовленный для нее мавзолей на Пер-Лашез. Даже неживая Рокур продолжала ломать комедию…
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!
И не забывайте, пожалуйста, про Лайки! Они помогают развитию канала!