Книга «И сказал Господь Моисею...» позволяет читателю получить целостное представление о духовно-нравственном учении Иудаизма — древнейшей на земле монотеистической религии. Материал для сборника отобран и прокомментирован известным теологом Д.В.Щедровицким. Предисловие к сборнику написал главный раввин России А.С.Шаевич. Дополнительные комментарии предназначены для педагогов — их автором является председатель правления Центра лечебной педагогики (Москва) — Р. П. Дименштейн. Ниже представляем вашему вниманию фрагмент, знакомящий с учением Талмуда.
«И сказал Господь Моисею...». Первоисточники иудаизма / Сост. и автор комментариев Д.В.Щедровицкий
ТАЛМУДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Талмуд (תלמוד <Талму́д> — «Учение») — обширный многотомный кодекс Устной Торы ( תורה שבעל ־פה <Тора́ ше-бе-аль-пе> — «Тора, которая на устах»). Основы ее были, по преданию, сообщены Богом Моисею на горе Синай. В Талмуде систематически изложены מצות <мицво́т> — заповеди Торы с их толкованием и применением ко всевозможным жизненным ситуациям, мнения мудрецов-законоучителей разных эпох. Талмуд разделяется на две основные части: Мишну (представляющую собой разъяснения мудрецами заповедей Торы) и Гемару (толкование Мишны). Существуют два свода Талмуда: Иерусалимский — завершен в Палестине в ПI в. н. э. и Вавилонский — завершен в Месопотамии в V в. н. э. С точки зрения жанровой принадлежности тексты Талмуда могут быть разделены на три разновидности: Галаха, Агада и Мусар (подробнее о них см. ниже).
Все списки и издания Талмуда начинаются со страницы, пронумерованной буквой ב <бейт> — второй в еврейском алфавите. Согласно объяснению мудрецов, смысл этого в том, что сколько бы человек ни учился, он должен помнить: даже א <а́леф> (первая буква алфавита) — «азы» познания — еще не пройден им.
АГАДА
Агада (אגדה <Агада́> — «повествование») — исторические и легендарные рассказы, призванные иллюстрировать Галаху. Агадические истории, содержащиеся в Талмуде и мидрашах (מדרש <мидра́ш> — «исследование»; так называются древние аллегорические толкования Танаха, не вошедшие в Талмуд), очень разнообразны. Они содержат и красочные подробности библейских событий, и глубокие нравственные наставления, часто облеченные в форму притчи, и назидательные истории, призванные укрепить веру в сердце человека и расположить его к исполнению заповедей.
СОТВОРЕНИЕ МИРА
Повествование о сотворении мира начинается с буквы ב <бейт>, имеющей начертание, открытое только с одной, передней стороны. Этим предуказано, что только то, что последовало после начала Божественного миростроительства, может быть доступно человеческому разумению.
Был у царя кубок тончайшего стекла.
— Чем, — думал царь, — кубок этот наполнять? Горячего стекло не выдержит, от холодного потускнеет.
И царь смешал в кубке горячее с холодным...
Сотворил Бог вселенную и подумал — как руководить Своим творением: одним строгим правосудием — миру грозит разрушение; одним милосердием — земля в грехах потонет. «Соединю, — решил Господь, — правосудие с милосердием…»
Рабби Елеазар учил: свет, сотворенный Предвечным в первый день творения, был такой чистоты и силы, что человек мог видеть от конца до конца вселенной. С появлением на земле греха и порока дивный свет этот начал тускнеть и наконец отнят был Всевышним у земного мира и предуготовлен для праведников в будущей жизни.
ЧЕЛОВЕК
Сотворен был только один человек. Это должно служить указанием:
- тот, кто губит хотя бы одну человеческую душу, разрушает целый мир, а кто спасает одну душу, спасает целый мир;
- не может один человек возгордиться перед другим человеком, говоря: мой род знатнее твоего рода;
- каждому человеку следует помнить, что для него и под его ответственность сотворен мир.
Создав человека, Господь повел его по садам Едема, говоря:
― Гляди, как прекрасен этот мир, созданный Мною для тебя. Береги его и помни, что поврежденного тобою некому будет исправить.
АВРААМ
«И взял Авраам с собою Сарру, жену свою... и все души, которые были созданы им в Харране» (Быт. 12, 5).
Дом Авраама служил гостеприимным приютом для всякого, и люди находили там не только радушный прием, но также и наставление в истинной вере. А приведение хотя бы одной души «под сень крыльев Шехины» равносильно созданию ее и утверждению в жизни вечной.
МОИСЕЙ НА РАБОТЕ ЕГИПЕТСКОЙ
«Спустя много времени, когда Моисей вырос, он вышел однажды к братьям своим и увидел тяжкие работы их» (Исх. 2, 11 ).
Видел Моисей эти изнурительные работы и говорил:
― Горе мне видеть вас, несчастные! Я готов душу мою положить за вас!
Нет работы более тяжкой, чем работа над глиной. И Моисей, не разгибая спины, помогал каждому. Не дорожа высоким придворным положением своим, он приходил облегчать работу своим братьям. И сказал Господь:
― За то, что ты, пренебрегая личными заботами, ходил соболезновать народу с любовью братской, Я оставлю все на небе и на земле и буду говорить с тобою.
По другому толкованию: Моисей, видя, что израильтян заставляют работать без всякого роздыха, обратился к фараону и сказал:
― Государь! Каждому рабовладельцу известно, что, если не дать рабу один день отдыха в неделю, раб не выдержит и умрет. И этим рабам твоим не выдержать долго, если ты не установишь для них отдыха по одному дню в неделю.
― Иди, — ответил фараон, — и сделай так, как ты говоришь.
Пошел Моисей и установил для израильтян празднование субботнего дня.
ЕГИПЕТСКИЕ КАРЫ
Поражение Нила, воды которого превращены были в кровь, было совершено через Аарона, а не через Моисея. Ибо Господь сказал Моисею:
— На лоне этих вод ты обрел спасение от угрожавшей тебе смерти, и не подобает, чтобы кара, которая должна постигнуть эту реку, была совершена твоей рукою.
ДАРОВАНИЕ ТОРЫ
Изумителен и дивен был голос Господень. Не знали внимавшие ему, в которую сторону лицо свое обратить: с востока и с запада, от полуденной и полуночной стороны звучал голос этот; то раздастся от лазури небесной, то от лона земли зазвучит.
Слова Господни падали подобно ударам кузнеца по наковальне, каменотеса по глыбе гранитной: от каждого удара искры во все стороны разлетаются, от каждого удара градом осколки сыплются. Так и слово Божие: одновременно на семь разных ладов звучало оно и слышно было одновременно на всех семидесяти языках и наречиях, дабы слушали и уразумели все народы земли.
КОНЧИНА ААРОНА
«... И оплакивал Аарона тридцать дней весь народ Израилев» (Числ. 20, 29).
Плакали мужчины, плакали женщины. В то время как Моисей был неумолим в отношении малейшего закононарушения, Аарон кротостью своей очаровывал каждого. Никто от него не слыхал: «ты — грешник» или «ты — грешница». Встретится он с человеком злым, преступным, он первый обратится к нему с приветствием и слово ласковое скажет. Придет тому на ум дурное дело совершить, вспомнит он об Аароне и подумает: «Горе мне! Как же я после этого в лицо ему взгляну?» Или — узнает Аарон о распре между двумя людьми. Придет он к одному и говорит: «Вот ты в злобе на товарища своего, а послушал бы, что он втайне говорит про тебя: сердце мое, — говорит, — сжимается от боли. Я глубоко раскаиваюсь и готов волосы на себе рвать от отчаяния, что не смею в глаза взглянуть товарищу моему, перед которым я один во всем виноват». И не уйдет, покуда не увидит, что не осталось более ни капли злобы в душе этого человека. От него пойдет Аарон к другому с теми же увещательными и ласковыми словами. Встретятся эти люди — и кинутся в объятия друг к другу. Вот почему смерть Аарона вызвала глубокую скорбь во всем народе.
ХРАМ СОЛОМОНОВ
«И сделал он в Храме окна... с откосами» (III Цар. 6, 4).
Такие откосы делаются обыкновенно от наружной стороны стены к внутренней ее стороне, чтобы дать свету извне широко разливаться по внутренности здания. Окна же в Храм имели откос в обратном направлении, ибо из Храма этого исходил Божественный свет, озарявший весь мир.
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ
Пошел Александр к царю страны Кассии. Стал царь этот показывать Александру несметные запасы серебра и золота. Но Александр сказал:
― Не серебро и золото ваше видеть пришел я, но обычаи и законы ваши.
В то время, когда они сидели и вели беседу, пришли двое судиться перед царем.
― Государь! — сказал один из них. — Я купил у этого человека пустошь, стал там рыть землю и нашел клад. Возьми себе, — говорю я ему, — клад этот; я купил у тебя пустошь, но не клад.
Другой же отвечал:
― Я так же, как и ты, боюсь греха присвоения чужого. Я продал тебе пустошь вместе со всем, что находится на ней, от недр земных до высот поднебесных.
Обратился царь к одному из них и спросил:
― Имеешь ли сына?
― Имею, — был ответ.
― А у тебя дочь есть? — спросил царь другого.
― Есть.
― Пожените их друг на друге, и найденный клад отдайте в приданое им.
Видя удивление Александра, царь спросил:
― Разве нехорошо я рассудил их? А в вашей стране как решили бы подобный спор?
― Я, — ответил Александр, — отрубил бы обоим головы, а клад поступил бы в царскую казну.
― Светит ли солнце в вашей стране? — спросил царь.
― Светит.
― И дожди идут?
― Идут.
― А есть ли мелкий скот у вас?
― Есть.
― Проклятия достойны люди у вас, и только ради животных солнце светит вам и дождь идет у вас.
Мусар
Слово מוסר <муса́р> означает «наставление». Это общее название афоризмов и более обширных поучений этического характера, составляющих особый вид талмудической литературы. Часто афоризмы Мусара содержатся в агадических историях, и провести четкую границу между Агадой и Мусаром невозможно.
Авот (Отцы)
Трактат אבות <Аво́т> («Отцы»), называемый также «Пирке́й Аво́т» («Поучения отцов»), занимает в Мишне особое место: он целиком посвящен этическим проблемам и содержит высказывания законоучителей многих поколений — от III в до н. э. по III в. н. э. Лейтмотив трактата «Авот» — преемственность Учения от Моисея до позднейших поколений.
Моисей принял Тору на Синае и передал ее Иисусу [Навину]; Иисус — старейшинам; старейшины — пророкам; а пророки передали его мужам Великого Собрания. Сии последние изрекли три правила: будьте внимательны при отправлении суда, воспитайте много учеников и возведите ограду вокруг Торы. / Шимон благочестивый, из последних членов Великого Собрания, говорил: на трех основах утвержден мир: на Торе, Богослужении и делах человеколюбия. / Антигон из Соха, получивший предание от Шимона благочестивого, говорил: не походите на рабов, кои несут службу своим властителям из-за вознаграждения, но берите пример с тех рабов, кои, всецело отдавшись службе, о воздаянии вовсе не помышляют, и да вдохновляет вас благоговение Небом. / Иосе, сын Иоэзера из Цереда, и Иосе, сын Иоханана из Иерусалима, получили предание от предыдущих. Изречение Иосе, сына Иоэзера из Цереда, бьшо таково: дом твой да служит местом собрания для мудрецов, и покрывайся прахом ног их, и с жадностью глотай их слова. / Иосе, сын Иоханана из Иерусалима, говорил: дом твой да будет настежь открыт; нищие да будут твоими домочадцами... /... Иегошуа, сын Перахии,говорил: найди себе наставника и заведи друга; суди всякого человека с лучшей стороны. (1, 1-6)
Гиллель и Шаммай получили предание от предшествовавших. Гиллель говорил: будь из учеников Аарона: люби мир, стремись к нему, люби людей и привлекай их к слову Божию. / Он же говорил: кто гоняется за громким именем, тот роняет себя; кто не обогащает себя новыми познаниями, тот умаляет их; кто не хочет учиться, тот не заслуживает жить на свете; кто [в корыстных целях] пользуется тогой ученого [знатока религиозного учения], тот погибает. / Вот еще его изречение: если я не за себя, то кто же за меня? если я для себя только, то что я такое? если не ныне, то когда же? / Шаммай говорил: сделай занятие Торой обязательным для себя; говори мало, делай много, и оказывай всякому человеку радушный прием... (1, 12-15)
Раббан Шимон, сын Гамлиеля, говорил: мир держится на трех основаниях: на истине, законе и мире, так сказано: «Истину, закон и мир устанавливайте во вратах ваших» (Зах. 8, 16). (1, 18)
Рабби говорил: каков правый путь, который человек должен избрать себе? — Тот, который возвышает человека в его собственных глазах и приносит ему уважение со стороны ближних. Соблюдай с одинаковою неусыпностью маловажную заповедь, как и важную, так как тебе неизвестно воздаяние за исполнение их. Взвешивай материальный убыток от исполнения заповеди (потеря денег или отречение от чувственных наслаждений) с духовной пользой, от сего истекающей, равно как и выгоду от нарушения заповеди с неминуемым [нравственным] уроном, от сего происходящим. Имей в виду три обстоятельства, и ты никогда не впадешь в грех: знай, что над тобою всевидящее око, всеслышащее ухо, и что все дела твои записываются в книгу. (2, 1)
Гиллель говорил: не отделяйся от общества; не доверяй себе до дня кончины твоей; не осуждай ближнего твоего, пока не будешь в его положении; не говори ничего непонятного в предположении, что непонятное теперь уяснится впоследствии; и не говори также: я займусь этим на досуге, — ибо, быть может, время это никогда не наступит. / Он же говорил: неуч не может остерегаться греха; невежда не может быть истинно благочестивым; застенчивый ничему не научится, а вспыльчивый не годен в учителя; слишком преданный приобретению не может быть мудрым, и там, где чувствуется недостаток в людях, будь сам человеком почина. (2, 5-6)
Он же говорил: много плоти — много червей; много богатства — много забот; много женщин — много ведьмовства; много рабынь — много распутства; много рабов — много грабежа; много науки — много жизни; много прилежания — много мудрости; много совещания — много понятливости; много милостыни — много мира. Кто приобрел доброе имя, тот [действительно] много приобрел себе; кто приобрел знание Торы, тот приобрел вечную жизнь. (2, 8)
Агавия, сын Магалела, говорил: имей в виду три обстоятельства, и ты никогда не будешь греху причастен: помни, из чего ты произошел, куда отойдешь и пред Кем должен будешь дать отчет. Из чего ты произошел? Из ничтожной капли. Куда отойдешь? В место тления и червей. Пред Кем дашь отчет? Пред Царем царей, Всесвятым, благословен Он. (3, 1)
Рабби Ханина, сын Досы, говорил: у кого грехобоязнь выше мудрости, у того мудрость долговечна, но у кого мудрость выше грехобоязни, у того мудрость не долговечна. / Тот же говорил: кто старается больше о свершении добрых дел, нежели об обогащении себя мудростью, у того мудрость долговечна; но у кого мудрость выше добрых дел, у того мудрость не долговечна. / Он же говорил: к кому люди благоволят, к тому и Бог благоволит, а к кому люди не благоволят, к тому и Бог не благоволит. (3, 11-13)
Рабби Акива говорил: шутовство и легкомыслие доводят человека до распутства. Предание — ограда Торы, десятина — ограда богатства, обеты — ограда воздержности, ограда мудрости — молчание. (3, 1 7)
Бен Зама говорил: кто мудр? Тот, кто учится у всякого человека, как и написано: «У всех, кто мог меня обучать, я учился» (Пс. 11 8, 99). Кто герой? Тот, кто укрощает страсть свою, как и написано: «Кто укрощает свой гнев, тот лучше храброго, и господствующий над духом своим, — победителя города» (Прит. 16, 32). Кто богат? Тот, кто довольствуется своею участью, как и написано: «Если вкусишь от трудов рук твоих, благословен ты и благо тебе» (Пс. 127, 2) — благословен ты в мире сем, и благо тебе в мире будущем. Кто почтен? Тот, кто почитает других, как и написано: «Почитающих Меня прославлю, а бесславящие Меня посрамятся» (1 Цар. 2, 30). (4, 1)
Рабби Ионатан говорил: кто исполняет Тору в бедности, тот будет исполнять ее когда-нибудь в богатстве; кто же богатства ради пренебрегает ею, тот наконец принужден будет пренебрегать ею вследствие бедности. ( 4, 11)
Рабби Элиезер, сын Иакова, говорил: кто совершает доброе дело, тот приобретает себе защитника, а кто совершает грех, тот приобретает себе обвинителя. Покаяние и добрые дела — щит против несчастья. (4, 13)
Рабби Элиезер, сын Шамуа, говорил: честь ученика твоего да будет дорога тебе, как твоя собственная; уважение к твоему сотоварищу да будет равносильно благоговению пред учителем твоим, а благоговение пред учителем твоим — равносильно благоговению пред Отцом Небесным. (4, 15)
Рабби Иаков говорил: мир этот подобен прихожей перед будущей жизнью. Приготовляй себя в прихожей, чтобы ты бьш введен во внутренность чертога. / Он же говорил: лучше один час покаяния и добрых дел в этой жизни, чем вся жизнь в будущем мире, и лучше один час блаженства души в будущей жизни, нежели вся жизнь в этом мире. (4, 21-22).
Элиша, сын Абуйи, говорил: с чем можно сравнить обучение в молодости? С чернилами, которыми пишут на новом пергаменте; но обучение в старости подобно чернилам, которыми пишут на пергаменте уже истертом. / Рабби Иосе, сын Иегуды, из селения Бавли, говорил: чему подобен тот, кто учится у юношей? — Вкушающему незрелый виноград и пьющему [неперебродившее] вино прямо из точила своего; но тот, кто учится у стариков, подобен вкушающему виноград спелый и пьющему вино старое. (4, 25-26)
Семь качеств знаменуют невежду, и семь — мудрого человека: мудрый никогда не говорит прежде того, кто богаче его познаниями и старше летами; не перебивает речи своего собеседника; надлежащим образом обдумывает то, что хочет сказать; спрашивает и отвечает кстати; соблюдает порядок в изложении своей мысли; сознается, когда чего-нибудь не знает, и всегда говорит правду. Все противоположное свойственно невежде. (5, 9)
Есть четыре разновидности людей. Один говорит: «мое — мое, а твое — твое» — это образ мыслей толпы, а по мнению некоторых — жителей Содома; «мое — твое, а твое — мое» — это правило невежд; «мое — твое, и твое — твое» — образ мыслей человека благочестивого; «мое — мое, и твое — тоже мое» — это представления беззаконника. (5, 13)
Кто направляет общество к добродетели, тот сам огражден от греха, а кто ведет его ко греху, того покаяние не приемлется. Моисей был сам благочестив и направлял всех к добродетели, посему ему вменены заслуги всех, как сказано: «Правду Превечного он творил и суд Его в Израиле» (Втор. 33, 21). (5, 21)
Рабби Меир говорил: кто занимается Торой ради нее самой [не имея при этом никакой посторонней цели], тот сподобится многих благ. Мало того, мир мог бы существовать ради него одного. Такой человек называется любимцем [Бога], он мил всем; он любит Бога и любит людей; радует Бога и радует людей. Она [Тора] облекает его смирением и богобоязненностью и делает его благочестивым, праведным, искренним и верным; она удаляет его от греха и приводит к добродетели; все пользуются его советами, его мудростью, опытностью и силой, как сказано: «У меня совет и помощь, я — мудрость, у меня сила» (Прит. 8, 14). Она делает его достойным влияния и руководства и способным постигать [Божий] суд, и ему открываются тайны Торы. Он как неиссякаемый родник и как постоянно расширяющаяся река; он и скромен, и терпелив, и прощает обиду, и Тора ставит его выше обстоятельств. (6, 1)
...Не ищи земного величия, не желай славы кроме славы учения, работай и не желай трапезы знатных: твой стол выше их стола, венец твой выше их венца, а Тот, Кому ты служишь, верен и воздаст тебе за труд твой. (6, 4-5)
...И разве человек при отшествии своем от мира сего берет с собою серебро, золото, драгоценные камни и жемчуг? Только Тора и добрые дела сопутствуют ему, как сказано: «Когда пойдешь, она будет твоим вожатым, когда будешь лежать [в могиле], она будет хранительницею твоею, и когда пробудишься [к будущей жизни], она будет говорить за тебя... » (Пр. 6, 22). (6, 9)
............
Эта книга доступна полностью в интернет-магазине электронных изданий «Электронный универс» по ссылке.