Найти тему

Десять лучших фантастов "Новой волны"

Привет, друзья!

Сегодня поговорим о "Новой волне" в англоязычной фантастике и об её лучших и наиболее ярких представителях.

Для начала неплохо бы определиться, что же всё таки "Новая волна" в фантастике и каким временным промежутком это явление ограничивается.

К концу 1950х - началу 1960х годов на смену периоду "Золотого века фантастики" пришла так называемая "Новая волна" - течение в фантастике, которое являло собой попытку расширить границы жанра и сломать сложившиеся стереотипы в научной фантастике.

Также читайте: "Десять лучших фантастов "Золотого века"

Основные особенности "Новой волны" отличающие её от фантастики "Золотого века":

  • фантастика новой волны "менее научная" - в ней больше внимания уделяется психологическим и соц. проблемам, человеческим взаимоотношениям, чем науке и научным открытиям
  • стирание четких жанровых границ, сближение с "большой литературой", стилистические эксперименты
  • внедрение в фантастику ранее запретных тем: секса, наркотиков, насилия. Это связано, в частности, с общим раскрепощением общественного сознания в 60-х годах
  • Осмысление различных философских, религиозных и социологических концепций и т.д.

По общепринятому мнению эту "Волну" поднял британский писатель, редактор и критик Майкл Муркок. Рассвет "Новой волны" пришелся на 1964-1971 годы, когда Муркок был редактором журнала "Новые миры" и в котором в то время печатались представители этого новаторского течения в фантастике.

А теперь, собственно, перейдем к обзору наиболее значимых представителей этого направления. И начнём, естественно, с английских авторов, ведь именно там зародилась "Новая волна" и там первое время развивалась.

Майкл Муркок

И так же естественно, что начнём с Майкла Муркока, ведь именно с него всё и началось. Впрочем, сам Майкл написал немного произведений, которые напрямую можно было бы отнести к этому направлению. В большей мере он выполнял функцию идейного "вдохновителя" и популяризатора посредством журнала "Новые миры". Книги Муркока, в той или иной степени имеющие отношение к "Новой волне" в фантастике: дилогия о Карле Глогауэре (романы "Се-человек" (1969) и "Завтрак на руинах" (1972)), цикл "Край времени" (1972-1977) и первоначальная тетралогия о Джерри Корнелиусе (1967-1977).

Книги Майкла Муркока (из личной коллекции)
Книги Майкла Муркока (из личной коллекции)

Джеймс Баллард

Один из ведущих авторов "Новой волны". В 1964 году в журнале "Новые миры" опубликовал статью, в которой изложил основные тезисы нового направления фантастики. До того момента как автор с головой погрузился в литературные эксперименты, был известен своими романами-катастрофами. К наиболее ярким книгам направления следует отнести: "Автокатастрофа" (1973), "Бетонный остров" (1974), "Высотка" (1975) и др.

Джеймс Баллард "Homo Incognitus" (изд.  "АСТ", 2018)
Джеймс Баллард "Homo Incognitus" (изд. "АСТ", 2018)

Брайан Олдисс

В "Новую волну" писатель приходит во второй половине 1960х годов. Наиболее ярко проявил себя в то время в книгах "Слюнное дерево" (1966), "Доклад о вероятности А" (1968), "Босиком в голове" (1969), "Маласийский гобелен" (1976). Позже Олдисс возвращается к "традиционной" НФ и публикует свое самое значительное произведение - трилогию о Гелликонии (1982-1985).

Брайан Олдисс "Босиком в голове" (изд. "Амфора" , 2001)
Брайан Олдисс "Босиком в голове" (изд. "Амфора" , 2001)

Джон Браннер

Во второй половине 1960х начинает "экспериментировать" и Джон Браннер, именно тогда им были написаны знаменитые "Всем стоять на Занзибаре" (1968), "Зазубренное лезвие" (1969) и "The Shockwave Rider" (1975), причем последний роман был признан предтечей киберпанка. Параллельно, ради заработка, Браннер продолжал писать и "массовую" научную фантастику.

Джон Браннер "Всем стоять на Занзибаре" (Внимание, книга ещё не вышла, в планах изд. "АСТ")
Джон Браннер "Всем стоять на Занзибаре" (Внимание, книга ещё не вышла, в планах изд. "АСТ")

В США наиболее яркими представителями "Новой волны" стали:

Филип Жозе Фармер

И если Муркока принято считать тем, кто погнал "Волну", то Фармер был тем, кто первым бросил камень в застоявшиеся воды фантастики. Именно Фармер стал "бунтарём" от фантастики, первым, кто отринул табу в области биологии, секса и религии. И сделал это в далеком 1952 году повестью "Любовники". Далее были не менее смелые "Плоть" (1960), "Внутри и снаружи" (1964), "Дэйр" (1965). Апофеозом стали "Пассажиры с пурпурной карточкой" (1967), после чего Фармер покидает движение "Новой волны" и пишет более традиционную научную фантастику, в том числе знаменитые циклы "Мир реки" и "Многоярусный мир".

Книги Филипа Фармера (из личной коллекции)
Книги Филипа Фармера (из личной коллекции)

Сэмюэл Дилэни

Один из лидеров "Новой волны" в США - Сэмюэл Дилени, чей дебют пришёлся как раз на начало 60х годов прошлого века. Лучшие произведения того периода: "Баллада о Бете-2" (1965), "Вавилон-17" (1966), "Пересечения Эйнштейна" (1967). В 1975 г. появляется монументальный и сложный по форме и стилю "Далгрен".

Книги Сэмюэла Дилэни (из личной коллекции)
Книги Сэмюэла Дилэни (из личной коллекции)

Роберт Сильверберг

Автор, прославившийся большим количеством проходной, "коммерческой" НФ, неожиданно становится одним из ярчайших представителей американской "ветви" направления. Перелом начался с романа "Лагерь "Хауксбиль" (1967). Далее были: "Тернии" (1967), "Маски времени" (1968) и "Вверх по линии" (1969), в жанре исторического фэнтези вышел нестандартный "Царь Гильгамеш".

Книги Роберта Сильверберга (из личной коллекции)
Книги Роберта Сильверберга (из личной коллекции)

Харлан Эллисон

У Харлана Эллисона нет романов, которые можно было бы отнести к "Новой волне" в фантастике, он автор, преимущественно, малой формы. Среди рассказов и повестей можно выделить: "У меня нет рта, а я должен кричать" (1967), "Человек-кошка" (1967), "Парень и его пес" (1969). Был составителем ряда антологий "Опасные видения", включающие в себя произведения именно этого направления.

Харлан Эллисон "На пути к забвению" (изд. "Полярис", 1997)
Харлан Эллисон "На пути к забвению" (изд. "Полярис", 1997)

Ну и напоследок пара авторов, которых трудно втиснуть в какие-либо рамки, настолько они самобытны и многогранны:

Филип К. Дик

В литературу Дик приходит в 1950х годах. В начале 1960х, на пике своей зависимости от амфетаминов выдает за несколько лет полтора десятка романов затрагивающих тематику раздвоения личности, экзотичных религиозных доктрин и т.д. Именно в то время у Дика вырабатывается свой форменный стиль, полный сюрреалистического мрака и беспросветности. Наиболее известны: "Игроки с Титана" (1963), "Стигматы Палмера Элдритча" (1964), "Мечтают ли андроиды об электроовцах" (1968), "Убик" (1969).

Книги Филипа К. Дика (из личной коллекции)
Книги Филипа К. Дика (из личной коллекции)

Роджер Желязны

Дебют Роджера Желязны как раз пришелся на рассвет "Новой волны" и не мог не повлиять на его творчество. Именно в 1960 годах выходят его знаменитые "Этот бессмертный" (1965), "Князь Света" (1967), "Остров мертвых" (1969) и "Порождения света и тьмы" (1969), наполненные переосмыслением мифов и религиозных концепций.

Книги Роджера Желязны (из личной коллекции)
Книги Роджера Желязны (из личной коллекции)

К более-менее ярким представителям течения "Новой волны" можно отнести и таких фантастов, как: Томас Диш, Норман Спинрад, Баррингтон Бейли, М. Джон Харрисон, Кристофер Прист, Кит Робертс.

В 1970х "Новая волна" откатывается, очистив от всяческой шелухи новые просторы для развития фантастики, обогатив её новыми идеями. Наступает возрождение традиционной твердой научной фантастики и новой "космической оперы" - но всем уже стало ясно, что благодаря "Новой волне" жанр фантастики изменился безвозвратно.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайк, если понравилось и подписывайтесь на канал. Будет много интересного!

Также читайте:

Десять лучших фантастов "Золотого века"

Десять лучших романов Клиффорда Саймака

Десять лучших романов Роберта Хайнлайна