В самом названии кинокартины «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981) заключён ответ: кто здесь любит, а кто - позволяет себя любить. Гаврилов — да. Обожает. Попал в милицию, ибо заступился за незнакомую даму. Смелый, порядочный и симпатичный (Сергей Шакуров). Он же для неё в начале — последний шанс.
Рита — прекрасна и тонка в талии (Людмила Гурченко), но — одинока. Точнее — мать-одиночка. У Людмилы Марковны вообще был такой изысканно-печальный имидж — «никому не нужная возрастная красавица». Вокруг беспечно кружатся многочисленные кавалеры - они все обещают, заваливают цветами, но ...увы.
И вот — излёт молодости. Тот рубеж, который был негласно очерчен советскими сценаристами — под 40 (так называемая «осень жизни» из всех этих потрясающе сотканных комедий и драм). Завязка действа: мы слышим диалог Риты с подругой. Она рассказывает о первой встрече с Гавриловым.
«Мне с ним легко и просто, как будто знала его всю жизнь». Потом нам показывают знаковую встречу шикарной, принаряженной невесты с её вечным любовником — врачом призывной комиссии, этаким обаятельным бруталом. Отменный типаж (Анатолий Васильев, часто игравший командиров).
Этот Слава гулять-то гуляет, а из семьи не уходит. Никогда. Услышав о Гаврилове, мужчина спрашивает напрямик: «Влюблена...? Больше, чем в меня?» И мы видим, как героиня уходит от ответа — склоняет голову и принимается разглядывать свои дивные туфельки. Маргарита — устала. Она именно хочет поддержки и тепла.
Любовь оказалась зыбкой почвой для союза. Когда Гаврилов не явился на бракосочетание, Рита и верит, и не верит — у неё слишком печальная «женская судьба», чтобы подумать «хорошее». Всё пропало - её бросили в сотый раз. А помешал-то некий случай, правонарушение. Но - нет! Предал!
Но весь ужас в том, что подобные женщины долго не могут без страстей. И того врача она всё ещё обожает. И врёт сама себе. Эту фальшь понимает взрослая дочка — Таня, этакая рано созревшая и умненькая девочка. Она тайком идёт к тому врачу и задаёт самый важный вопрос: «Дядя Слава, почему вы перестали к нам приходить?»
И выясняет, что дядя Слава крепко женат и не стремится что-то менять в своей устроенной бытности. Мы наблюдаем, как Рита мечется по городу Одессе, совершает самые разные поступки (в том числе благородные) и наконец является к своему другу Паше (Всеволод Шиловский).
С добрым и мешковатым Пашей у неё странные отношения: здесь тихо любит Паша, а Рита — принимает ухаживания нелюбимого и непривлекательного для неё мужчины (мягкого и скромного). А ей нравятся мощные и смелые альфа-самцы (не нравится мне эта терминология, но она тут к месту).
Плачет, извиняется, уходит. Не смогла. И не сможет. Интересно, что Гаврилов стал ей дорог только тогда, когда исчез, а потом нашёлся. Вот к финалу фильма она и созрела для чувства к этому замечательному и дерзкому человеку — лучшему механику пароходства, как о нём говорят его сослуживцы.
Что дальше? Гаврилову дадут небольшой срок (всё-таки парни оказались в больнице) или, что даже скорее — условный срок, учитывая обстоятельства дела и положительные характеристики подсудимого. И тут — в этом ожидании...
...Рита вспыхнет к нему такой возвышенно-истерической (!) страстью, что забудет всё, что у неё когда-то было с тем женатым доктором. Такие женщины просто обожают препятствия и шторм. Встречи, расставания, страдания. Чтобы ...не как у людей. Режиссёр Пётр Тодоровский вообще - мастер создания странных любовных многоугольников.
Zina Korzina (c)