Режиссер и продюсер Джо Руссо (Мстители, Эвакуация) на своей странице в Инстаграм начал интересный проект под названием "Pizza film school". Раз в неделю он в прямом эфире, вместе с именитыми критиками, сценаристами и т.д., разбирает фильмы которые в своё время оказали влияние на киноиндустрию.
Фильмом этой недели стал "Ненависть" 1995г. Реж. Матьё Кассовица. Так же на эфире присутствовал знаменитый кинокритик Пит Хаммонд.
Я позволила себе смелость сделать краткий конспект эфира.
Фильм был снят во времена беспорядков во Франции. Политическая обстановка тех лет была достаточно напряжённой. Сейчас (для США) этот фильм даже более актуален, чем был в 1995г. В нем поднимаются остросоциальные темы - иммигранты, проблема расизма, классовое неравенство, полицейский беспредел.
Сам фильм был выбран не случайно. Сейчас его 25 летняя годовщина. Джо говорит, что "Ненависть" входит в его личный список самых влиятельных фильмов в истории. Этот список постоянно меняется и дополняется. Джо рассказывает о том, что оказался в этой индустрии потому что любит кино, любит изучать, критиковать, анализировать — говорить о нём.
Великое искусство появляется из конфликтов. Это возможность озвучить наши страхи и переживания, направить эту энергию в нужное русло.
В данном фильме использовано много инновационных на то время техник съёмки. Сцена с Винсом перед зеркалом – дань уважения фильму Скорсезе "Таксист". То, как камера движется из за плеча Винсента Каселя на зеркало, как бы погружает нас в его сознание. Да и в общем, движения камеры на протяжении фильма весьма агрессивны. Это способ передать уровень хаоса и насилия, который поглотит нас к концу фильма. Режиссер использует разные линзы в разных локациях, чтоб передать разрыв между двумя мирами. На кадрах в Париже главные герои размытые, а фон в фокусе, что как бы показывает нам, что им там не место. В гетто он использует широкоугольные линзы, чтоб погрузить зрителя в окружающую героев реальность. Уникальная работа камеры так же ярко демонстрирует нам вовлечённость Винса в культуру насилия. Ему хочется думать, что он тот парень, который возьмёт пистолет и убьёт человека. А в конце мы выясняем, что он вовсе не такой.
Пит Хаммонд говорит, что его впечатлило как в фильме изображена пресса. Присутствие прессы это способ освятить ситуацию. И в фильме оно практически паразитирующее, пресса намерено разжигает конфликт. И на то время это был достаточно свежий взгляд, ведь представление о СМИ в те годы было иным. Так же подчеркивает, что делать фильм чёрно-белым было достаточно смелым ходом. Студии редко на такое идут и только нескольким режиссёрам современности удалось воплотить это удачно. Не каждый кинотеатр станет играть чёрно-белый фильм. Их не так много вышло в последнее время (Список Шиндлера, Небраска и ещё может парочка).
В фильм заложено много скрытых посланий. Два наиболее любимых — это сцена с коровой и история про Гринвальски.
Возможно появление коровы это нотка сюрреализма в таком реалистичном фильме, а возможно она символ той ненависти, которую Винсент испытывал. Никто не знает.
Речь про Гринвальски немного трагикомическая и отыграна великолепно. Возможно она о том как жизнь забирает твоё достоинство перед смертью. Но опять же остаётся только догадываться.
Далее Джо зачитал несколько вопросов.
"Как Вы относитесь к временной разметке в фильме? Ведь в наше время фильмы потеряли чувство времени"
Возможно они имеют ввиду, что ритм в фильмах в наше время сильно поменялся. Монтаж стал агрессивнее, быстрее. Раньше мы больше времени проводили с персонажем, как бы маринуясь в отдельных моментах его истории. Это давало большую глубину погружения, больше вовлечённости во все происходящее.
Следующим был вопрос о том плохо ли, то что современное искусство всё больше упрощается, нужен ли нам новый формат нарратива.
Джо говорит о том, что нужно искать новые способы рассказывать истории. Новое поколение должно менять киноискусство и привносить в него нотку дерзости. Будь то формат мини сериалов, так популярных сейчас из за Нетфликса или полнометражных фильмов, или короткометражных.
Так же Джо советует всем, кто хочет связать свою жизнь с киноиндустрией посмотреть фильм "Славные парни". Посмотрите его двадцать раз, изучите кадр за кадром. Каждое движение камеры, монтаж, звук. Музыку, она использована там невероятно грамотно. Зачем играет музыка, что за музыка, что это значит в данный момент. Изучите это и, по словам Джо Руссо, вы будете знать столько же, сколько знает любой выпускник киношколы.
Следующий вопрос был о любимом персонаже фильма.
Джо ответил, что это Хьюберт. Самый трагический персонаж. У него есть идеалы, стремления, он хочет убежать из этого мира, его искренне огорчает насилие. Самая грустная мысль, связанная с фильмом, это, что если Хьюберт нажал на курок, после того как выключилась камера, то он всю жизнь проведет в тюрьме. А всё, чего он хотел - это выбраться из гетто.
Для Винсента Каселя это был взрывной дебют. Трудно найти актерскую работу, которая бы так ярко изображала ярость и отчаяние, как в этом фильме. И у него сложилась потрясающая карьера.
Следующим был вопрос о любимых французских фильмах. Пит Хаммонд ответил, что это: "Американская ночь" и "Четыреста ударов" режиссера Француа Трюфо. Джо согласился, что Трюфо один из лучших французских режиссеров и назвал фильм "Стреляйте в пианиста".
Франция поднимает кинематограф на уровень, который есть не у всех стран. Не случайно они сняли такой социально-политический фильм, который актуален и по сей день. Они с уважением относятся к кино, как к форме искусства.
Матьё Кассовица нашел способ создать искусство, ссылаясь на другие произведения (Таксист, Великолепная семёрка), пытаясь передать то ощущение, ту эмоцию, которую он сам испытал при просмотре.
Дальше у Джо спросили про трудности и разного рода препятствия в производстве фильмов (финансовые, цензура, ограничение по времени). О том ухудшают ли они качество фильмов или же наоборот заставляют их эволюционировать?
Без трудностей не появится стоящего искусства. У молодых киноделов обычно нет большого количества ресурсов, что приводит к инновационным методикам съемки и интересным режиссерским решениям. Режиссер использует эти моменты, чтоб найти новые способы рассказывать истории и это действительно интересно.
Сомневаться в себе нормально, ошибаться на пути тоже. В конечном итоге ты большему учишься из своих неудач, чем из побед.
И последний вопрос: кто нажал на курок?
Пит Хаммонд ответил, что это общество. Оно нажало и продолжает жать на курок.
Возможно этот фильм вдохновит молодых киноделов рассказывать похожие истории, которые будут влиять и менять окружающий нас мир. Если несправедливость, которую вы видите болезненна для Вас или того, кого Вы любите — расскажите об этом. Повлияйте на время в котором живёте.
С оригиналом разбора можно ознакомиться на официальной странице братьев Руссо в инстаграм @therussobrothers
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтоб быть в курсе новых разборов, а так же подборок фильмов для любого настроения