Найти тему

«Бум» онлайн-образования в Китае: как заработать на этом инвестору из России?

Добрый день, уважаемые читатели Яндекс.Дзен.

Приветствую вас на канале «Инвестиции и здравый смысл»!

В предыдущем выпуске мы вместе с вами пришли к пониманию того, что целесообразно больше «эфирного времени» уделять анализу высококачественных и перспективных китайских компаний, акции которых торгуются на фондовых биржах США.

В статье «Инвестируем в китайскую «фарму»: корень женьшеня против кордицепса?» мы проанализировали четырех представителей биофармацевтической отрасли КНР и выбрали фаворита в портфель долгосрочного инвестора.

Сегодня же мы продолжим нашу ознакомительную прогулку по фондовым рынкам США с «путеводителем» по китайским компаниям в руках.

Что у нас на повестке?

Рубрика — «Первый раз в китайский класс»!

Выступим с вами «инвестиционными ревизорро» в отношении компаний онлайн-образования из КНР.

Итак,

Поехали!

Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com
Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com

По оценкам международных экспертов и ведущих аналитических агентств, глобальный рынок онлайн-образовательных услуг в ближайшие 5 лет будет расти среднегодовыми темпами в 9% и к 2025 году составит в абсолютных значениях US $319.167 млрд., увеличившись, таким образом, с текущих US$187.877 млрд. на внушительные 75%.

По устоявшейся практике, глобальный рынок онлайн-образовательных услуг по географическому принципу подразделяется на 5 регионов: североамериканский, южноамериканский, европейский, ближневосточный и африканский, а также азиатско-тихоокеанский.

В настоящее время именно североамериканский (США и Канада, а также, в меньшей степени, и Мексика) рынок онлайн-образовательных услуг является самым крупным.

Но это только пока!

По прогнозам все тех же отраслевых аналитиков, наибольшие темпы роста на горизонте до 2025 года продемонстрирует как раз-таки азиатско-тихоокеанский рынок онлайн-образовательных услуг благодаря существенному увеличению количества интернет-пользователей, а также владельцев мобильных и планшетных устройств, прежде всего в Китае, Индии, Малайзии и Южной Корее.

Ссылка на англоязычный источник.

Что у нас там в «Поднебесной»?

На текущий день в Китае насчитывается свыше 220 млн. учащихся средних общеобразовательных и высших учебных заведений. При этом 70% из них проживают в глухой сельской местности, где, как бы это парадоксально не звучало, количество школ на квадратный километр в разы меньше, чем обладателей смартфонов и планшетов с качественным доступом в интернет.

А когда не можешь придти в школу за знаниями на «своих двоих», ищешь альтернативные способы. И онлайн-образование, в данной ситуации, является отличным решением!

Стремительно растущий спрос на частное и профессиональное образование в Китае на фоне интенсивного развития интернет-технологий, а также изменения поведенческих моделей из-за распространения COVID-19, создают кумулятивный эффект для расширения рынка онлайн-образовательных услуг.

В ответ на введение карантинных и других ограничительных мер граждане «Поднебесной» устремились в поисках новых знаний и закрепления уже имеющихся навыков на различные цифровые онлайн-платформы, предоставляющие образовательные услуги.

Китайский рынок услуг онлайн-образования поэтапно становится одним из самых высокодоходных в мире. Так, совокупная выручка компаний отрасли увеличилась с US$17.5 млрд. в 2015 году до US$38.5 млрд. по итогам 2019 года.

По оценкам авторитетной американской консалтинговой фирмы Oliver Wyman, по итогам 2019 года рынок онлайн-образования в Китае достиг объемов в $43.8 млрд., а в ближайшие 5 лет темпы его роста сохранятся на уровне 30-40% в год.

Ссылка на англоязычный источник.

Звучит неплохо, правда?

Давайте же скорее познакомимся с теми представителями образовательной среды Китая, «ценные бумаги» которых котируются на американских фондовых площадках.

Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com
Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com

Вот она — наша «конфуцианская пятерка»:

1.TAL Education Group — основанный в 2003 году ведущий холдинг из КНР со штаб-квартирой в Пекине, который владеет множеством активов в сфере образования, включая известные в узких китайских кругах онлайн-платформы такие, как: Speiyou, xueersi.com, Izhikang, First Leap, Mobby, Lewaijiao, jzb.com, kaoyan.com, gaokao.com.

Компания также активно инвестирует в перспективные старт-апы и другие активы, например: Babytree, Minerva University, guokr.com, Knewton, LTG, Sharkpark, Heyha, qijixue.com, changingedu.com, liuxue.com, xbl.youban.com, zxxk.com и knowbox.cn.

Образовательные программы TAL Education Group включают в себя репетиторские услуги, а также курсы по математике, физике, химии, политологии, истории, биологии, географии, английскому и китайскому языкам для учащихся всех уровней — от начальной и средней школ до студентов высших учебных заведений, а также выпускников, желающих пройти дополнительную профессиональную подготовку.

Отдельным и прибыльным направлением бизнеса является оказание консультационных услуг по получению образования для китайцев за рубежом в самых престижных европейских и американских ВУЗ'ах.

Кроме того, TAL EG на систематической основе проводит различные тематические конференции, семинары, коллоквиумы и другие мероприятия.

При этом соответствующие услуги предоставляются в основном в рамках небольших по численности учебных групп, занятий тет-а-тет, а также онлайн-курсов.

Основные «мультипликаторы»:

  • P/E — 57.42
  • P/S — 6.5
  • Рентабельность чистой прибыли — 14.3 %
  • Рентабельность EBITDA — 22 %
  • Общие обязательства / акционерный капитал — 1.2
  • Общие обязательства / EBITDA — 5.4
  • Коэффициент текущей ликвидности — 1.4
  • Коэффициент ДДЭ / краткосрочные обязательства — 1
  • Рыночная капитализация — 21 млрд. долл.

Примечание: для TAL Education Group данные указаны за 2019 год (отчетность за 28.02). При этом, необходимо иметь в виду, что компания демонстрирует убытки на протяжении последних 4 кварталов к ряду.

По состоянию на 21 мая с.г. акции TAL Education Group торговались на 10% ниже ценовых максимумов середины февраля с.г., когда началось масштабное падение мировых фондовых индексов из-за пандемии Covid-19.

-----------------------------------------------------------------------------------------

2. Hailiang Education Group — крупнейшая частная образовательная группа в КНР, под управлением которой находятся 36 престижных учебных заведений, в которых проходят обучение свыше 61 тыс. человек не только из Китая, но также и из США, Японии, Великобритании, ФРГ, Южной Кореи, Италии, Канады и России.

Компанией заключены партнерские соглашения с более чем 200 университетами и институтами по всему миру, среди которых: Кембриджский, Гарвардский, Массачусетский технологический, Пекинский и Университет Цинхуа, а также Имперский колледж в Лондоне.

88% выпускников школ Hailiang Education Group успешно поступают в ведущие международные университеты.

Обучение проводится на китайском, английском, испанском, японском, корейском и французском языках.

Специалисты HEG проводят подготовку соискателей к участию в Международной Математической Олимпиаде, для получения британского Сертификата о полном среднем образовании, австралийского Викторианского Сертификата об образовании, Сертификата международной системы тестирования английского языка, Теста на знание английского языка как иностранного, сдачи Стэнфордского экзамена на уровень овладения знаниями.

Основные «мультипликаторы»:

  • P/E — 22
  • P/S — 5.2
  • Рентабельность чистой прибыли — 19.5 %
  • Рентабельность EBITDA — 35.5 %
  • Общие обязательства / акционерный капитал — 0.5
  • Общие обязательства / EBITDA — 1.6
  • Коэффициент текущей ликвидности — 1.6
  • Коэффициент ДДЭ / краткосрочные обязательства — 0.3
  • Рыночная капитализация — 1.2 млрд. долл.

По состоянию на 21 мая с.г. акции Hailiang Education Group торговались на 40% ниже ценовых максимумов середины февраля с.г., когда началось масштабное падение мировых фондовых индексов из-за пандемии Covid-19.

-----------------------------------------------------------------------------------------

3. New Oriental Education and Technology Group — один из самых узнаваемых брендов в сфере образования в Китае, одна из крупнейших национальных компаний отрасли с 99 образовательными заведениями (школами), 1416 учебными центрами по повышению квалификации и профессиональной переподготовке, а также 12 «оффлайн» книжными магазинами и ведущей сетью онлайн-библиотек.

Компания занимает первое место в Китае по географическому охвату бизнеса, количеству студентов и обучающих программ. Учебные заведения дошкольного, начального и среднего образования NOETG расположены в 86 китайских городах, в которых занятия проводят 38,400 педагогов и профессоров-преподавателей.

Компания предоставляет услуги по обучению иностранным языкам, подготовке к прохождению вступительных экзаменов в ведущие высшие учебные заведения КНР, США, а также Великобритании, Австралии, Канады и Новой Зеландии.

Кроме того, через свое онлайн-подразделение NOETG занимается разработкой и распространением контента для интернет-образования, на дальнейшее развитие которого руководство компании делает основную ставку.

Основные «мультипликаторы»:

  • P/E — 45.5
  • P/S — 5.5
  • Рентабельность чистой прибыли — 7.6 %
  • Рентабельность EBITDA — 13.9 %
  • Общие обязательства / акционерный капитал — 0.9
  • Общие обязательства / EBITDA — 5.3
  • Коэффициент текущей ликвидности — 1.5
  • Коэффициент ДДЭ / краткосрочные обязательства — 0.4
  • Рыночная капитализация — 20 млрд. долл.

Примечание: перед публикацией данной статьи NOETG обнародовала квартальные результаты своей деятельности. Так, чистая рентабельность увеличилась до 15%, коэффициент «общие обязательства / акционерный капитал» вырос до 1.4, а «мультипликатор» текущей ликвидности остался на прежнем уровне — 1.5.

По состоянию на 21 мая с.г. акции New Oriental Education and Technology Group торговались на 20% ниже ценовых максимумов середины февраля с.г., когда началось масштабное падение мировых фондовых индексов из-за пандемии Covid-19.

-----------------------------------------------------------------------------------------

4. RISE Education Cayman Ltd — основанная в 2007 году компания с интригующим названием и «оффшорным ароматом» из КНР малой капитализации с штаб-квартирой в городе Дунгуань, бизнес которой концентрируется вокруг обучения английскому языку в качестве иностранного, а также предоставления репетиторских услуг для учащихся в возрасте от 3 до 18 лет.

В «портфолио» компании 3 действующие образовательные программы:

«Rise Start» — для учащихся в возрасте от 3 до 6 лет;

«Rise On» — для учащихся в возрасте от 7 до 12 лет;

«Rise Up» — для учащихся в возрасте от 13 до 18 лет.

RISE Education Cayman Ltd специализируется на создании эффективной языковой среды, предусматривающей полное погружение в процесс изучения иностранных языков, включая практические занятия с использованием новейших технологий.

Репетиторские услуги предусматривают занятия «тет-а-тет» по следующим направлениям: лингвистика, математика, естествознание, социология.

Основные «мультипликаторы»:

  • P/E — 9.9
  • P/S — 0.9
  • Рентабельность чистой прибыли — 9.6 %
  • Рентабельность EBITDA — 21 %
  • Общие обязательства / акционерный капитал — 3.6
  • Общие обязательства / EBITDA — 6.8
  • Коэффициент текущей ликвидности — 0.9
  • Коэффициент ДДЭ / краткосрочные обязательства — 0.8
  • Рыночная капитализация — 200 млн. долл.

По состоянию на 21 мая с.г. акции RISE Education Cayman Ltd торговались на 50 % ниже ценовых максимумов середины февраля с.г., когда началось масштабное падение мировых фондовых индексов из-за пандемии Covid-19.

-----------------------------------------------------------------------------------------

5. China Distance Education Holdings — еще одна компания из сферы образования малой капитализации из Китая, бизнес которой строится на реализации, прежде всего корпоративным клиентам, различных обучающих онлайн-курсов и программ.

В активе у CDEL более 20 образовательных интернет-платформ, одной из основных функций которых является предоставление услуг в области именно профессионального образования. Эти 20 онлайн-платформ разделены на 13 тематических направлений, которые содержат более 200 видов курсов и программ по бухгалтерскому учету, медицине, строительству, юриспруденции, предпринимательству и другим дисциплинам.

По итогам 2019 года, у CDEL насчитывалось 3.7 млн. клиентов, которые ежедневно пользуются хотя бы одним из трех видов корпоративных услуг:

Услуги профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

Услуги по подготовке предпринимателей и руководителей компаний;

Услуги по предоставлению образовательного программного обеспечения.

Основные «мультипликаторы»:

  • P/E — 13.4
  • P/S — 1.08
  • Рентабельность чистой прибыли — 10 %
  • Рентабельность EBITDA — 19.5 %
  • Общие обязательства / акционерный капитал — 3.9
  • Общие обязательства / EBITDA — 6.8
  • Коэффициент текущей ликвидности — 1.03
  • Коэффициент ДДЭ / краткосрочные обязательства — 0.37
  • Рыночная капитализация — 240 млн. долл.

По состоянию на 21 мая с.г. акции China Distance Education Holdings торговались на 40% ниже ценовых максимумов середины февраля с.г., когда началось масштабное падение мировых фондовых индексов из-за пандемии Covid-19.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Данные на основе годовых отчетов. Коэффициенты — май 2020 года. См. примечания.
Данные на основе годовых отчетов. Коэффициенты — май 2020 года. См. примечания.

Кого же мы с вами выберем сегодня в качестве фаворита в портфель долгосрочного инвестора?

Если мы посмотрим с вами на сводную таблицу чуть выше по тексту, то увидим, что по финансовым показателям, а также «мультипликаторам» компания Hailiang Education Group выглядит предпочтительнее своих конкурентов.

Показатели рентабельности бизнеса, ключевые коэффициенты … Все в пределах нормы и даже лучше!

Почему не стоит бояться низкого значения «мультипликатора» «ДДЭ / краткосрочные обязательства», мы с вами обсудили в статье:

«Тройка» компаний альтернативной энергетики из Китая: «зелень» с привкусом «мандарина»?».

Но …

Стойте!

Что-то мы все-таки «упускаем из виду» …

Давайте еще раз внимательно взглянем на профиль компании.

Так, «стоп»!

А где, собственно, сказано, что у HEG имеется в наличии сегмент онлайн-образования? Ведь это классическая сеть частных школ и не более? Разве нет?

Действительно, друзья! До недавнего времени так оно и было. Я даже немного расстроился, когда анализировал эту компанию. Все у нее хорошо, но как быть с отсутствием интернет-услуг?

И вот оно, «Бинго»!

29 апреля 2020 года выходит следующая новость: ссылка.

Краткий перевод такой: на фоне развития ситуации с распространением коронавируса в мире и резкого увеличения спроса на услуги онлайн-образования компания Hailiang Education Group с целью не отстать от своих конкурентов приняла решение о создании в Сингапуре целого подразделения, которое займется развитием интернет технологий в сфере дистанционного обучения.

То есть, по факту, мы с вами получаем отличную компанию с качественной бизнес-моделью, устойчивым конкурентным преимуществом, небольшой капитализацией, «листингом» на NASDAQ, да еще и с конкретными планами по развитию онлайн-услуг.

Как мы с вами резюмировали в статье: «Инвестируем в китайскую «фарму»: корень женьшеня против кордицепса?»

« … и вы получите отличного кандидата для успешной «ловли иксов» (кратного роста котировок «ценных бумаг») в долгосрочной перспективе».

Это утверждение безусловно справедливо и для Hailiang Education Group!

P.S. Откровенно говоря, «диверсифицировать» свои вложения, в данном случае, я особого смысла не вижу. Но конечное решение всегда остается за вами и зависит от выбранной стратегии и заложенного в нее уровня риска.

На этом на сегодня все.

Спасибо большое за ваше внимание.

Подписывайтесь на канал "Инвестиции и здравый смысл" в Яндекс.Дзене!

Вступайте в сообщество «Инвестиции и здравый смысл» Вконтакте!

Ставьте «лайки», делитесь своим мнением в комментариях.

Прибыльных вам инвестиций.

До новых встреч,

Пока!