Сложная судьба "Князя Войкова"
Как еще перевести на русский каламбур Prince of Wails?
Прозвищ подобных этому у певца Джонни Рэя было несколько. Например, nabob of sob - Халиф Всхлип. Есть идея, будто придумывание этих кличек было побочным заработком Владимира Набокова - большого мастера словесной акробатики, перед публикацией бестселлера "Лолита".
По времени в принципе всё совпадает. Джонни Рэй заявил о себе в самом начале пятидесятых, и уже тогда ему было что скрывать и чем гордиться.
Он почти полностью оглох тринадцати лет отроду в результате травмы во время скаутских тренировок. Слуховое устройство с проводком, без которого он не мог петь со сцены, внушало неимоверную жалость к молодому человеку, ставшему певцом, несмотря на увечье.
Однополые пристрастия - мелочь с точки зрения артистической богемы, не находили понимания в обывательской среде. Косметическая женитьба на взбалмошной дочке голливудского мафиози закончилась ничем.
Постоянным местом выступлений Джонни Рэя стал клуб "Пламя", где ему аккомпанировал оркестр чернокожих музыкантов под управлением Мориса Кинга. В этом заведении начинали две крупнейшие звезды ритм-энд-блюза и соула - Лаверн Бейкер и Джекки Вильсон, где его заметил Берри Горди, будущий магнат лейбла "Мотаун".
Наблюдая за цветными артистами, Джонни Рэй заимствовал у них приемы, еще не знакомые белой аудитории, легшие в основу его новаторского сценического поведения.
Дело в том, что по тематике и репертуару Рэй был скорее исполнителем эстрадных миниатюр в духе Монтана и Вертинского, нежели пионером рок-н-ролла в строгом смысле слова.
Тем не менее, его экзальтированное поведение, метания по сцене, трагические позы и жесты, послужили примером и стимулом для поколения Битлз.
Пел он чрезвычайно экспрессивно, настолько, что его принимали за черного. Этот элемент утрированной, пронзительной искренности был подхвачен на континенте Жильбером Беко, чья What Now My Love стала в дальнейшем частью программы Джоннни Рэя.
Тончайший стилист-самородок, чистосердечный энтузиаст избранного им эстрадного ремесла, Джонни Рэй косвенно повлиял на самых разных певцов - от Джордже Марьяновича до Муслима Магомаева. При этом он не боялся элемента самопародии в ходе концерта, полагаясь на понимание преданной ему публики.
Золотой век Джонни Рэя безусловно закончился вместе с пятидесятыми, но это не мешает восхищаться творчеством этого прирожденного оригинала и новатора в индивидуальном порядке, независимо от моды и ретроспективной раскрутки задним числом.
Судьба его самой известной песни Cry похожа на ряд других хитов пятидесятых. Первой исполнительницей этой манерной баллады была малоизвестная, но стильная фразировщица Ruth Casey, но в записи Рэя камерная вещица прогремела на весь мир, сделалась стандартом, её подхватил Рэй Чарльз, необычайно чуткий к перспективному материалу.
Да кто её потом только не пел - и Челентано, и Бренда Ли...
Гастроли по клубам и кабара с программой в стиле ретро пользовались стабильным успехом у носталгирующей публики, спасая певца от забвения и бедности.
Проблему создавали алкоголизм, слабое здоровье и ориентация - можно сказать, традиционные, неразлучные спутники многих одаренных личностей.
Земной путь Джонни Рэя - опередившего своё время, прервался на шестьдесят третьем году его жизни.
Сегодня он воспринимается как символ сопротивления современности так же натурально, как в былые годы не казался, а был реальным революционером в сфере популярной музыки.
👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы