Мегалитические сооружения (мегалиты), получивших своё имя потому, что их составляют каменные глыбы огромных размеров (от греческого «мега» - огромный, и «литос» - камень). Такого рода постройки издавна поражали воображение. Казалось, они могут быть возведены лишь сверхъестественными существами или сверхразвитыми цивилизациями. Разве обычному человеку первобытной культуры под силу сдвинуть с места камни, вес которых исчисляется многими тоннами? Греки классического периода называли построенные таким образом стены циклопическими, и приписывали их возведение великанам-циклопам. В космическую эру вошло в обычай поминать по этому поводу инопланетян. Наличие древних мегалитических сооружений часто используют как аргумент в пользу гипотезы о палеоконтакте (посещения Земли представителями инопланетных цивилизаций в доисторический период) или о существовании на нашей планете высокоразвитой працивилизации. Однако, внимательное изучение истории строительного дела заставило прийти к выводу, что мегалитические сооружения, скорее характерны для культур со сравнительно низким уровнем технического развития. Так строили до того, как была изобретена каменная и кирпичная кладка, позволяющая возводить прочные и высокие стены из мелких элементов.
Более всего своими заслугами по воспроизведению техники мегалитического строительства прославился норвежский учёный Тур Хейердал, который выведал у абригенов секрет передвижения гигантских монументов острова Пасхи. Весь процесс подробно описан в книге Хейердала «Аку-Аку»:
Единственным орудием пасхальцев были три бревна (потом бургомистр от одного отказался, ограничившись двумя) и множество камней, которые члены бригады собирали около лагеря... Хотя статуя зарылась носом глубоко в землю, бригаде удалось подсунуть под неё концы брёвен. А с другой стороны, раскачивая брёвна, повисло по три-четыре человека. Сам бургомистр, лежа на животе, подкладывал мелкие камни под голову статуи. Идол лежал как вкопанный, лишь изредка чуть подрагивал, уступая согласованным усилиям одиннадцати пасхальцев. На первый взгляд — никакого сдвига. Но бургомистр продолжал манипулировать своими камнями, на место маленьких подсовывал камни побольше, и так час за часом. К вечеру голова исполина поднялась над землёй уже на метр с лишним, опираясь на горку камней. На следующий день бригада вместо трёх брёвен использовала два, и каждой вагой орудовали по пяти человек. Поручив младшему брату подкладывать камни, бургомистр занял место на стене, раскинул руки, как дирижёр, и зазвучала громкая чёткая команда: - Этахи, эруа, этору! Раз, два, три! Раз два три! Держать! Подсунуть! Налегли снова! Раз, два, три! Раз, два, три!
Концы ваг были подсунуты под правый бок великана, и он незаметно приподнимался. Сначала это были миллиметры, потом дюймы и, наконец, футы. Тогда брёвна перенесли к левому боку истукана, и процедура повторилась. И этот бок медленно-медленно поддавался, а свободное место тотчас заполняли камнями. Вернулись к правому боку, опять к левому, туда и обратно... Лежа ничком на груде камней, статуя поднималась всё выше и выше. На девятый день груда камней представляла собой старательно выложенную башню высотой до трёх с половиной метров. Даже оторопь брала, как посмотришь на почти тридцатитонного исполина, поднятого высоко над землёй.
Были и другие энтузиасты. Какое-то время передвижение гигантских блоков при помощи примитивных технических средств, имитирующие строительство знаменитого Стоунхенджа, стало чем-то вроде национального английского спорта. За такими попытками следили популярные радиопередачи. Выяснилось, что примерно 16 человек на тонну достаточно для того, чтобы перетаскивать камни на километр — полтора в день. Это по суше, на катках. После того, как блоки грузили на плоты, дело, естественно, шло быстрее. Работа, конечно, не из лёгких, но если люди «мають час та мають натхнення» располагают временем, вполне осуществимая.
Освоившие технику кладки народы постепенно утрачивали древние навыки передвижения мегалитов. Такой способ строительства не казался им больше эффективным и целесообразным экономически, хотя некоторое время мог сохранять своё ритуальное значение. Например, в VI в н. э. техника мегалитического строительства, ещё была известна готам, но была совершенно забыта римлянами, которые гораздо дальше ушли по пути прогресса. Перекрытие гробницы готского короля Теодориха в Равенне представляет собой единственную плоскую каменную плиту, диаметром около 10 м, между прочим, привезённую с другого берега Адриатического моря, хотя, вроде бы, в Италии и своих камней достаточно. Деловитые и практичные римляне так не строили, но уже во II в. н. э. сумели возвести перекрытие из так называемого римского бетона диаметр которого составля 43 м (Купол Пантеона, Храма Всех Богов). Это достижение удалось превзойти лишь в эпоху железобетона. Установка же в определённом порядке гигантских глыб — это самый ранний этап развития архитектурного искусства.
Продолжение следует.
Если вам понравился материал, не забудьте поставить "лайк". Спасибо.