Здравствуйте. Сегодня хотелось бы поговорить о таком трендовом направлении онлайн маркетинга, как чат-боты. Что это за зверь и с чем его едят? Как самостоятельно создать чат-бота? Как сделать так, чтобы бот продавал 24/7 без вашего участия? Реди, стеди, медведи! Поехали! Давайте для начала разберемся в двух словах, что же такое чат-бот?
«Виртуальный собеседник, программа-собеседник, чат-бот (англ. chatbot) — компьютерная программа, имитирующая речевое поведение человека при общении с одним или несколькими собеседниками.» Википедия ©
Мы будем говорить о чат-ботах исключительно в контексте онлайн продаж, маркетинга, социальных сетей. Чат-бот в нашем случае — это специально обученная программа, которая призвана продавать, давать информацию, помогать вашим клиентам. По этому, перед началом создания любого чат бота, необходимо:
- Определить цель которую будет преследовать бот в общении с пользователем. Это первое на что стоит обратить внимание.
- Составить примерный план общения вашего бота.
- Выбрать путь создания. В нашем случае выбрать платформу на которой мы будем создавать нашего чат-бота
Давайте по порядку.
1 . Определим Цель, к Которой Должен Стремиться Чат-бот.
Как и у любого действия предпринимаемого вами, у создания чат-бота должна быть цель. Будь то раздача листовок у метро или создание чат-бота. На этом этапе вам понадобится ручка, бумага и мозг.
Итак вы должны задать себе несколько вопросов.
- Кто ваша Целевая Аудитория (ЦА) и на каком языке она общается.
- На сколько ваша аудитория активна и хочет делится Персональными Данными с вами.
- Что вы хотите донести до ЦА: информацию об акциях, презентацию каталога, ответить на часто задаваемые вопросы, удержание имеющихся клиентов или заполучение новых.
Ответив на эти вопросы, и описав их максимально подробно, вы сможете переходить ко второму пункту нашего плана.
2 . Составить Примерный План Общения Вашего Бота.
Это этап наполнения сценариями вашего бота. Для удобного составления алгоритма ответов, вам понадобится Xmid ZEN (ссылка) или же любой другой конструктор интелект-карт (Google вам в помощь).
В первом пункте мы составили некий скелет, а в этом шаге наша цель накидать на этот скелет мясо. Как это делаю я?
Открываю конструктор mind-карт и составляю примерно следующий план. Цель моего чат-бота — получение контактов пользователя для дальнейшего информирования о моих бесплатных и платных продуктах. Из этой я составил логику бота таким образом.
На этом плане я указываю фразы которые будет говорить мой бот и некоторые варианты ответов, которые (как я предполагаю) могут быть у пользователя. Тем более я намеренно ограничиваю пользователя этими ответами, предлагая ему выбрать один из имеющихся.
Давайте здесь разберём ПРОСТОЙ пример. (после изучения сможете увидеть, что у нас получилось)
Дано: Стоматологическая клиника. Цель: Запись на бесплатную консультацию ортодонта. ЦА: Женщины от 35 до 50, у которых дети подростки. Необходимо выровнять зубной ряд и т.д.
Не будем уходить в подробной составление, разберем лишь основные моменты, опираясь на которые, вы сможете создать своего чат-бота.
Основываясь на нашей цели и кратком описании ЦА. Мы можем предположить, что клиенты общаются простым языком и не имеют понятия в медицинских терминах. Но в то же время и недопустимо фривольное общение, так как от медицины хочется получать надежные, простые и понятные ответы. Думаю логика ясна, как мы выбираем тональность общения…
Мы будем основываться в этом примере на том, что трафик, который поступает в чат-бота настроен исключительно на эту ЦА. Это значит, что мы должны показывать человеку релевантное рекламе сообщение, чтобы получать максимально возможную конверсию.
Вот так может выглядеть простейший чат-бот, который возьмет у человека телефон для дальнейшей коммуникации. Естественно — это очень простой и грубый пример и для хорошей проработки вам нужно потратить немало времени и сил. Этот пример просто поможет вам разобраться в механике.
Вот такой простой план я набросал.
В синих блоках я расположил ответы нашего чат-бота, а желтыми обозначил ответы доступные пользователю и видимые эффекты («печатает…»).
Запомните, чем глубже и шире вы проработаете своего бота, тем лучше. Он надолго зацепит внимание пользователя, а внимание=увеличение лояльности. Ваш план может быть гигантским, может быть и должен быть таким.
3 . Выбрать путь создания. В нашем случае выбрать платформу на которой мы будем создавать нашего чат-бота.
Далее мы идем в конструктор чат-ботов и просто переносим наш план туда. Для выбора платформы мы должны определится в каком мессенджере мы хотим вести наше общение. На данный момент в русскоязычном сегменте распространены:
- Мессенджер Facebook
- ВК
- Telegram
- Whatsapp
- Viber
Для начала выберите ту платформу, в которой вам удобнее всего работать.
Вот здесь я написал статью с обзором сервисов, которые помогают в создании чат ботов (ссылка на статью/top-5-servisov-sozday-svoi-chat-bot/). Изучите статью и выберите сервис в котором будете создавать своего первого бота.
Я же работаю с мессенджером Facebook. И в этом примере разберем Чат-бота под этот мессенджер.
Я взял, для создания этого примера, сервис по созданию чат-ботов в Facebook — Chatfuel (ссылка). Вы можете выбрать любой, подходящий вам, сервис из статьи на которую я сослался выше.
Руководство по интерфейсу и некоторым элементам в Chatfuel — я рассказал в этом видео «Как легко создать чат-бота в ChatFuel» (ссылка)
У меня получился простейший бот (на бесплатном аккаунте Chatfuel), который способен собрать данные для дальнейшей коммуникации с клиентом.
Немного переработав план, но оставив логику и контрольные точки, у меня получился вот такой чат-бот под Facebook Messenger
Используете ли вы чат-боты для своего бизнеса? Или хотите научиться? Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьёй с друзьями в социальных сетях.