Предисловие
Я буду объяснять весь материал на примере эквалайзера FabFilter Pro Q3. Работа в других эквалайзерах не отличается по своей сути, но каждый имеет свои плюсы и минусы в работе. Какой эквалайзер использовать - сугубо личный выбор, работай там, где тебе удобно.
В этой статье вы узнаете, что такое эквализация и эквалайзер, основные участки диапазона частот и главные функции любого эквалайзера.
Что такое эквализация?
Эквализа́ция - одна из самых важных стадий обработки какого-либо инструмента/ударных/вокала. Правильная эквализация позволит добиться "яркого" звучания, удалит резонансы и заставит инструменты "звучать друг с другом". Это очень простой
Простыми словами:
Эквализа́ция - процесс, при котором усиливается/ослабляется какой-либо диапазон частот, т.е. он становится громче/тише соответственно.
Как Ты мог уже понять, эквалайзер - плагин для работы с эквализацией.
Основные участки
Для качественной эквализации необходимо знать 7 основных участков частот: Саббас и низкий бас, верхний бас, нижняя середина, верхняя середина, "присутствие", бриллианс (блеск), "воздух".
1. Саббас и низкий бас (10-80 Гц) - в этом частотном диапазоне находятся частоты, которые придают "глубины" и басовой насыщенности звуку.
2. Верхний бас (20-80 Гц) - содержит верхние частоты басовых инструментов и самые низкие частоты таких инструментов, как гитара.
3. Нижняя середина (200-2000 Гц) - здесь находятся частоты большинства инструментов/вокала. При неправильной эквализации этот участка, он может утомлять слух.
4. Верхняя середина (2000-6000 Гц) - этот участок содержит все важные частоты вокала. Если он будет сильно громкий, то вокал станет плохо разборчивый и речь шепелявой.
5. "Присутствие" (4000-6000 Гц) - отвечает за то, насколько "дальше" или "ближе" будут слышаться инструменты. Поднимай громкость этого участка, если хочешь, чтобы инструменты/вокал стали звучать "ближе", и обратно - убавь, чтобы звучали "дальше".
6. Бриллианс (6000-16000 Гц) - чистота звука, насыщенность и яркость.
7. "Воздух" (16000-20000 Гц) - обычно тут находятся такие частоты, при поднятии которых можно услышать высокие частоты комнаты. Этот участок повышают, если хотят немного придать яркости инструменту/вокалу. Также тут располагаются частоты тарелок барабанов.
Три золотых регулятора
Любой эквалайзер имеет три основных регулятора (крутилки, если хочешь :) ), которые нужны для работы с эквализацией:
Freq - сокращение от Frequency - частота, которую Ты выбрал для изменения.
Gain - уровень того, насколько Ты усиливаешь или ослабляешь частоту.
Q - сокращение от Quality - ширина кривой эквализации. Чем шире, тем больший диапазон частот она охватывает.
О других функциях Pro Q3 Я расскажу в следующей статье.
Работа в FabFilter Pro Q3
Pro Q3 является одним из самых популярных и удобных в работе эквалайзеров. Сейчас расскажу о его возможностях, которыми пользуюсь лично Я сам.
Для начала узнаем, что такое Threshold - простыми словами - Ты устанавливаешь нужное тебе значение уровня громкости звука, и если звук будет громче него, то будет срабатывать какая-либо функция. В Pro Q3 это Dynamic Range.
Dynamic Range - автоматически понижает уровень громкости выбранного диапазона.
Включить Dynamic Range можно на регуляторе Gain. Потянуть вправо - чтобы срабатывал на добавление громкости, влево - наоборот, будет уменьшать громкость диапазона.
Есть два режима - автоматический и ручной. В ручном можно настроить уровень срабатывания (Threshold). Лично мне хватает в большинстве случаев автоматической регулировки.
Быстрый выбор режимов
1. Двойной клик ближе к краю - вызывает режим кривой под названием Low Cut. Также работает и с правого края (High Cut). Т.е. это режимы, с помощью которых можно "срезать" ненужные нам частоты. Там, где кривая достигает ниже -90 dB, частоты услышать уже невозможно. Можно регулировать угол наклона кривой.
2. Потянуть вверх или вниз (+- в центре эквалайзера) - режим, который называется "Bell". Может изменяться по ширине.
3. Потянуть вверх/вниз ближе к краю - режим "High Shelf" и "Low Shelf". Также можно менять угол наклона кривой.
Существует ещё много режимов кривой, но в большинстве случаев пользуюсь этими тремя.
Угол наклона можно регулировать колесом мыши, либо на панели. Чем больше число, тем более резкий будет угол наклона.
Pro Q3 позволяет изменять частоты, которые звучат в Side и Mid. Side - то, что звучит только в левом и правом ушах, не затрагивая середину. Mid - как раз таки та середина, тут частоты звучат ровно по центру. Также можно изменять частоты только в левом или только в правом ушах. Значок ножниц разделит выбранную стерео кривую на две - левую и правую.
Pro Q3 включает в себя множество пресетов, т.е. неких "шаблонов" эквализации. Их можно выбрать в верхнем меню. Также можно сохранить свой пресет в выбирать его в любое время.
Запомни: какой бы Ты пресет не выбрал, Ты должен всё эквализировать только под свой звук. Пресеты помогут лишь ускорить этот процесс.
В следующей части я расскажу о принципах эквализации и компрессии барабанов. О компрессии ты можешь прочитать в другой моей статье.