Именно метафизика заставляет нас эмоционально реагировать на фотоизображение. Все это благодаря тому, что мы обладаем даром воображения – то есть представления того, о чем мы думаем, так, как оно было бы в жизни. Задача фотографии технологически, в общем-то, проста – как можно точнее запечатлеть то, что находится перед объективом фотокамеры.
Как правило, это «данные нам в ощущениях», визуальных ощущениях, физические объекты, те, которые может зафиксировать стеклянный глаз и сохранить накопительная матрица.
Метафизика приносит в фотографию совсем иное. То настроение, мысли, состояние эмоционального плана, возникающие от увиденного, хотя и условного изображения.
Как пример: положим, фотограф выходит на высокий берег реки, Утро, по воде стелется туман, встает солнце…
Физика удаленного: река судоходная, ширина по фарватеру 200 м, течение спокойное, без порогов, берега пологие, температура воздуха +21 С и т.д.
Метафизика увиденного: какая свежесть утра, какой простор, какая мощь природы, какая красота – земля, вода…
Что скорее вынесет зритель от взгляда на фотографию? Ведь его не было вместе с фотографом, он не может измерить, проверить с линейкой и приборами, верно ли то, что он узрел на фотоотпечатке. Но ощутить то, что чувствовал автор снимка, скорее всего сможет…
В определенный момент, когда фотография оформлена и представлена для обозрения, с ней происходит метаморфоза…
До этого момента то, что теперь запечатлено из жизни на фотографии, воспринималось во многом как само собой существующее и в чем-то обычное, виденное много раз: вид природы, городской пейзаж, интерьер, люди – вместе и по отдельности и т.д. Немногие обращали на это пристальное внимание.
А уж если все это перед глазами каждый день, тем более. Как говорят, «глаз замыливается».
Но увиденное на листке бумаги, в рамке, в интерьере выставочного зала – это приобретает статус произведения искусства.
Метафизика как явление – это тот «флёр», который присутствует незримо, ежеминутно в нашем мире, в нашей жизни, во всех нас. Присутствует помимо нашего желания. Просто мы не замечаем этого, часто даже не задумываемся над этим, воспринимаем происходящее как обычное, обыкновенное, должное.
В конечном счете, если мы даже отрицаем это или не понимаем этого, понятия метафизики формируют наше представление обо всем, что есть, что мы понимаем, но самое главное – о том, чего мы не понимаем, но чувствуем, что оно существует…
Фотография – один из наглядных примеров такого, но не всякая фотография, а творческая, художественная, та, которая имеет дело не с фактами, как фотожурналистика, а с образами, где первенство отдано эстетической природе изображения. Фотограф, занимающийся такой фотографией, исходит из совершенно иных мотивов и представлений, определяющих кадр, в отличие от иных фотографов – профессионалов, снимающих под заказ, занятых исполнением порученного им, озабоченных прежде всего соблюдением рамок и условий, которые ему диктует заказчик, рынок. Иначе его товар не будет востребован. Это, как правило, фотограф – любитель, он снимает что хочет, когда хочет и сам решает, зачем он это делает.
Перед ним открыты возможности того, что называют творчеством. Он занимается этим из интереса и любви к искусству.
Ведь фотография – искусство, а не товар…
А искусство не профессия, ведь так?
P.S.
«Хочу обратить ваше внимание на наиболее популярное заблуждение насчет фотографии – термин «профессиональная» используется для удачных, по общему мнению, фотографий, термин «любительская» - для неудачных.
Но почти все великие фотографии делаются и всегда делались теми, кто следовал фотографии во имя любви – и уж не как во имя наживы.
Термин «любитель» как раз предполагает человека, работающего во имя любви, так что ошибочность классификации очевидна».
Альфред Стиглиц
«Фотография во имя любви». Что тут добавишь или изменишь?
Александр Курбатов
Продолжение следует.
2. Фотография ради искусства, любви или наживы. "Профессиональной" фотографии нет. (02)
3. Мы все фотографы по неволе. Какая фотография считается идеальной? (03)
4. Выбор - самое сложное в фотографии. Ответьте на вопрос, какой фотографией вы хотите заниматься. (04)