- Ну, может, и нахал, только его надо бояться, - проговорила Вера.
- Вот еще! – вспыхнула Тамара. – Чего это я буду его бояться? – добавила она уже менее уверенно, вспомнив произошедшее не так давно.
- А то, что, может, он, конечно, и не сделает тебе ничего, но испортить репутацию может легко. Ты же видишь, как это здесь делается1. Что было бы с тобой, да и с нами тоже, если б ты тогда не убежала?
Тамара молчала. А что тут скажешь? Как она смогла бы объяснить, что ее заставили остаться на ночь в том доме?
- Но ведь он говорит, что я нравлюсь ему! Как можно вредить девушке, которая тебе нравится?
- Нет, вы посмотрите на эту наивность! – воскликнула Вера. – Да ты для него просто дичь, которая не дается!
Тамаре не хотелось так думать, она поймала себя на мысли, что Хасан ей тоже нравится, несмотря ни на что. А как поступить в этом случае, она не знала. Не верить мальчишкам нельзя – какой смысл им наговаривать на своего односельчанина? Одним словом, решили, что Тамаре нужно быть осторожной и не поддаваться на всякие комплименты и уверения. Легко сказать!
Приближался Новый год, конец второй четверти и зимняя сессия. Девушки уже думали, как они будут добираться до Грозного, чтобы выехать в город, где они учились в институте. Говорили, что Аргунское ущелье закрыто, только раз в неделю чистят дорогу, проходящую через него. И тогда становится возможным проезд в город.
Дорога собственно по ущелью – километров пятнадцать, но какие это километры! Конечно, если говорить о впечатлении, которое производит эта дорога с точки зрения красоты, необычности, то равных ей нужно поискать! Осенью она расцвечена всеми красками, которые есть в природе, зимой завораживают причудливые снежные фигуры, созданные великолепным скульптором-природой, сверкающие на солнце ослепительно белые снега, застывшие водопады... Буйная зелень лета скрывает крутые каменные уступы, манит тенью на солнцепеке. А весной белые шары цветущих диких яблонь, груш, мушмулы на склонах придают суровым горам романтичность и легкость.
Однако совсем другое впечатление эта дорога производит на того, кто по ней едет. Закрытые повороты, когда кажется, что следующий уходит прямо в обрыв, и боишься, чтобы не было встречного. Хорошо, если справа у тебя скала, то можно прижаться, а если справа обрыв... Одним словом, дух захватывает на протяжении всего ущелья. И когда наконец дорога вырывается на равнину, чувство напряженности отпускает тебя, и ты можешь выдохнуть.
Девушки собрались уезжать в первый день зимних каникул – двадцать восьмого декабря. В этот день должен был быть автобус из Грозного, и кроме него, говорили, бывают частники, желающие заработать на своих машинах.
Спустившись со своей горы, как они называли аул, с трудом дойдя по снегам с чемоданами до Шатоя, они наконец добрались до его окраины, где собственно начиналось ущелье. Отсюда отъезжали в город машины. Там уже стояли несколько человек. Это были мужчины разных возрастов, ожидавшие оказии уехать в Грозный. Со стороны ущелья показался автомобиль, приближающийся к стоящим в ожидании людям. Когда он остановился, из него вышли четыре человека, одним из которых был Хасан. Увидев девушек, он направился прямо к ним.
- Куда это ты собралась? – спросил он Тамару.
- Я уезжаю на сессию, - ответила растерявшаяся девушка.
- Сессия начнется только третьего, так что можешь возвращаться – ты никуда не едешь! - Он разговаривал так, будто имел на нее право.
- А почему ты командуешь ею? – вступилась за подругу Вера.
Хасан, не глядя в ее сторону, проговорил сквозь зубы:
- Это кто тут спорит с мужчиной?
И снова повернувшись к Тамаре, сказал безапелляционно:
- Новый год ты будешь встречать со мной.
Тамара вспыхнула:
- А если я не хочу? Я хочу к родителям!
- Тебя никто не спрашивает, чего ты хочешь, - жестко проговорил Хасан, стараясь говорить негромко, чтобы не слышали окружающие.
В это время к ожидавшим подъехала машина, в которую сел пожилой мужчина в папахе.
- Это наша очередь! – воскликнула Лиза. - Нам пора ехать!
- А вас никто не держит, - сказал Хасан, - можете ехать. А она остается. Я специально приехал их Грозного, чтобы встретить Новый год с тобой, и я встречу его с тобой! – настойчиво проговорил он.
Водитель вышел из машины и спросил:
- Так вы едете или нет? У меня нет времени ждать вас. И уважаемый человек уже сидит в машине.
Вера и Лиза взяли свои чемоданы и понесли к багажнику. Они захватили и чемодан Тамары. Садясь в машину, Вера что-то сказала пожилому чеченцу, сидящему на переднем сидении рядом с водителем. Мужчина сдержанно кивнул головой и подозвал к себе Хасана. Тот сразу подошел к нему. В это время Лиза вышла из машины, и Тамара быстро села на заднее сидение между подругами.
Хасан, выслушав то, что сказал ему старший, отошел от машины, сжав кулаки и с ненавистью глядя на девушек. Машина отъехала, и девушки вздохнули спокойно.