Родился 13 октября 1934 года в Бауманском районе Москвы в еврейской семье. Отец — Виктор Савельевич Крамаров (1900—1951), родом из Черкасс, выпускник юридического факультета Киевского университета, после окончания аспирантуры был принят в московскую коллегию адвокатов, арестован НКВД в 1938 году и осуждён на 8 лет ИТЛ. После освобождения из УСВИТЛАГа в 1946 году после первого тюремного заключения он был направлен на поселение в Барнаул, потом — в Бийск (работал юрисконсультом в конторе по заготовке зерна «Заготзерно»), где в 1949 году был повторно арестован и 18 июля 1950 года выслан сроком на 5 лет в Туруханск; работал дворником. Здесь 28 марта 1951 года он покончил с собой. Мать, Бенедикта (Бася) Соломоновна Волчек (1910—1950), скончалась от рака, когда сыну было 16 лет. Его взял на попечение родной дядя — Леопольд Соломонович Волчек, его сестра Татьяна (род. 1930) переехала к дяде со стороны отца в Львов.
Окончив школу, пытался поступить в театральный институт, не был принят. Чтобы продолжить образование, поступил на факультет озеленения в Московский лесотехнический институт. Учась в институте, в 1954 году поступил в театральную студию «Первый шаг» при Центральном доме работников искусств.
Окончив Лесотехнический институт в 1958 году, С. В. Крамаров некоторое время работал по специальности. Решив бросить работу, разослал свои фото по всем киностудиям страны, и на одно письмо пришёл ответ. С этого началась его актёрская карьера. Настоящий успех пришёл к нему после фильма «Неуловимые мстители», фраза его героя «А вдоль дороги мёртвые с косами стоять… И — тишина!» стала крылатой.
В 1967 году его пригласили на работу в Театр миниатюр. Он много снимался в кино и к началу 1970-х годов был одним из самых популярных комедийных актёров страны. В 1971 году снялся в самой известной своей роли — Косой в фильме «Джентльмены удачи». Предложения сниматься после этой роли посыпались одно за другим. Не успевал он отсняться в одной ленте, как на экран уже выходила другая. Актёр даже стал отказываться от некоторых, на его взгляд, недостойных приглашений. Потом простить себе не мог, что упустил роль Петрухи в «Белом солнце пустыни» — не разглядел талантливого режиссёра и перспективный сценарий.
В 1972 году он поступил в ГИТИС на актёрский факультет. Но, закончив ГИТИС, он так и не был принят в труппы ни одного советского театра. В ГИТИСе он познакомился со своей первой женой — однокурсницей Людмилой. Она позже рассказывала, что её очень рассмешил номер с роялем. Но их брак длился совсем недолго. Потом встречался с архитектором Марией Шатинской. С ней актёр расписан не был, но вместе они прожили тринадцать лет. Он нравился ей своей чистотой и наивностью, увлечённостью любимым делом. Они стали жить вместе. Маше нравилось, что он серьёзно заботился о своём здоровье: не пил, не курил, ел пищу без соли, без острых подлив, ложился спать строго по заведённому расписанию.
В советском кино он стал настоящей звездой. Дурашливая внешность и помогала, и мешала. Стоило появиться на экране его физиономии — и зритель готов был смеяться. В 1974 году он стал заслуженным артистом РСФСР. Как-то на вопрос о планах на будущее актёр с присущим ему юмором ответил: «Буду копить на народного!» .
Эмиграция в США
Круг общения и его дядя, эмигрировавший в Израиль, сделали актёра человеком с сомнительными для Советского Союза связями, что было равнозначно концу карьеры. Кроме того, он начал заниматься йогой, стал в значительной мере религиозным человеком, посещал синагогу и отказывался от съёмок в субботу. Его стали снимать всё реже, а в последние три года перед отъездом и вовсе перестали предлагать роли.
Актёр подал документы на эмиграцию в Израиль, аргументируя тем, что там у него единственный родной ему человек — дядя, но Крамарову отказали в выезде из СССР. Ведь он снялся более чем в сорока фильмах, и в случае его эмиграции все эти картины по принятым тогда правилам должны были «положить на полку».
Из страны актёра не выпускали, но и работать по специальности он не мог. В 1981 году вместе с Александром Левенбуком он написал письмо президенту США Рональду Рейгану, назвав его «Как артист артисту», в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо несколько раз прочитали в эфире радиостанции «Голос Америки».
В итоге его все-таки выпустили и он покинул СССР 31 октября 1981 года с документами на выезд из СССР в Израиль, но доехал лишь до Вены — в то время между СССР и Израилем не было прямого сообщения, поскольку СССР в 1967 году разорвал дипломатические отношения с Израилем после Шестидневной войны. В Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, который организовал его гастроли в Европе, Америке, Австралии, Израиле, Японии.
В США он обосновался в Лос-Анджелесе у своего старого знакомого — Ильи Баскина, с которым снимался ещё в «Большой перемене». Некоторое время жил у него, потом арендовал квартиру рядом. И уже через год они вместе снялись в драме «Москва на Гудзоне». Он сыграл роль работника КГБ Бориса. В финале Борис появлялся на экране за лотком с хот-догами. Эта сцена позволила на родине артиста говорить, что актёр в Америке стал торговать сосисками.
Вскоре он снялся в фильме «2010: год вступления в контакт», где сыграл советского космонавта Владимира Руденко. От актёра требовали большей шаржированности образа, а он сопротивлялся, утверждая, что в СССР космонавтами могут стать только отважные и образованные люди, но никак не идиоты.
Потом были съёмки в фильмах «Вооружён и опасен», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара». Актёр вступил в Гильдию киноактёров США, что для эмигрантов — большая удача, у него появился свой агент. Как и в России, его появление на съёмочной площадке встречалось доброй улыбкой. Гонорары позволили ему приобрести дом в Санта-Монике, на берегу Тихого океана.
В 1992 году актёр вновь приехал в Россию как почётный гость кинофестиваля «Кинотавр». Второй раз в Россию он приезжал за год до смерти, в 1994 году.
Болезнь и смерть
Актёр был готов играть в Америке серьёзные роли и вскоре получил бы такую возможность: его утвердили на роль в одном из фильмов без кинопробы, но у него был обнаружен рак. Он был суеверным человеком и больше всех боялся смерти, причём больше всего он боялся заболеть именно раком. Он уделял своему здоровью большое внимание — совершал голодовки и занимался очищением организма. В его рационе была только здоровая еда, он делал регулярные пробежки и занимался плаванием, не употреблял алкоголь.
В январе 1995 года он почувствовал боль в левой стороне живота. Несколько дней актёр терпел, а потом отправился к врачу. У него обнаружили рак сигмовидной кишки. 2 февраля 1995 года ему была удалена опухоль, также он прошел большой курс химиотерапии. У него случилось осложнение: полостная операция привела к эндокардиту. Последовал тромбоз, затем инсульт, началась борьба за его жизнь, однако медицина оказалась бессильной.
Скончался 6 июня 1995 года в одной из клиник Сан-Франциско от второго инсульта. Похоронен на еврейском мемориальном кладбище «Холмы Вечности» в городке Колма (округ Сан-Матео) близ Сан-Франциско. 12 октября 1997 года на могиле был установлен памятник, созданный Михаилом Шемякиным и Вячеславом Бухаевым.
Личная жизнь
Фактически Савелий Крамаров был женат трижды.
Первой женой была однокурсница Людмила из ГИТИСа, брак распался.
Потом встречался с Марией Шатинской, архитектором. С ней Крамаров прожил тринадцать лет. Их дочь умерла во младенчестве. Впоследствии, вспоминая Машу, он говорил, что она святая женщина и что он очень перед ней виноват.
В 1986 году женился во второй раз, жена Марина Зборовская родила дочь, названную в честь матери Крамарова — Батия , в замужестве Хеллер, род. 1988), по домашнему — Бася . Через год после её рождения Марина уехала с дочерью в Лас-Вегас. Дочь одно время была занята в модельном бизнесе (как Басика Крамаров), впоследствии стала бухгалтером.
Последней женой стала Наталья Сирадзе, на 21 год моложе его, они поженились в октябре 1994 года, с ней Крамаров прожил полгода до смерти[21].
Актёрская манера
Крамаров был ярким самобытным актером-комиком конца 1960-х — начала 1970-х годов. Выигрышная внешность (косоглазие, приятная улыбка во всё лицо), мощный комедийный темперамент, врождённое актёрское мастерство, обаяние, мимика и подвижность тела позволяли ему создавать многочисленных комических отрицательных персонажей, смешных в своей нелепости и глупости. Для него была характерна гротескная манера исполнения. Его герои всегда были обаятельны и при всех своих недостатках, в сущности, безобидны. Он был ярким представителем советской сатиры. Любой, в том числе неюмористический текст актер умел произнести и обыграть так, что это вызывало смех и аплодисменты.
Главной его киноролью по праву можно считать роль вора-рецидивиста Феди Ермакова из фильма Александра Серого «Джентльмены удачи» (1971). Он показывал человека не злонамеренного от природы, не до конца испорченного, но ставшего преступником в силу собственной неразвитости, несамостоятельности. Для Феди ещё не всё потеряно: видно, как детсадовский воспитатель, воплощаемым актером Евгением Леоновым, помогал Феде делать существенные шаги к исправлению. В этом фильме он вписался в ансамбль мастеров комедии — Евгения Леонова, Георгия Вицина. Фильм имел большой успех, многие фразы из него, в том числе фразы Феди, стали крылатыми.
Он участвовал в обеих экранизациях романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», сыграв у Леонида Гайдая одноглазого председателя васюкинского шахматного клуба, а у Марка Захарова — «слесаря-интеллигента» Полесова.
Фильмография
1959 — Ребята с нашего двора — хулиган Васька Ржавый
1960 — Им было девятнадцать — солдат Петькин
1960 — Прощайте, голуби — хулиган Васька Коноплянистый
1961 — Друг мой, Колька! — хулиган Пименов
1961 — Приключения Кроша — Ивашкин
1962 — Без страха и упрёка — Светик Савёлов (Сова)
1962 — Бей, барабан! — «Мусью»
1962 — На семи ветрах — солдат патруля / раненый боец в госпитале
1962 — Ход конём — Колька Лопатин
1963 — Первый троллейбус — тунеядец, Колин сосед
1963 — Суд идёт! — Трофим
1964 — Сказка о потерянном времени — Вася-дедушка
1965 — Бывает и так (новелла «Скелет Аполлона») — Весёлкин
1965 — Город мастеров — Клик-Кляк (озвучивает Георгий Штиль)
1965 — Дорога к морю — начальник мореходки
1965 — На завтрашней улице — Матвейчук
1965 — Тридцать три — поэт Родион Хомутов
1965 — Чрезвычайное поручение — анархист
1966 — Баллада о Чердачнике
1966 — Знакомство — Санька
1966 — Красное, синее и зелёное — регистратор ЗАГСа
1966 — Неуловимые мстители — Илюха Верехов (Илюха «Косой» в фильме)
1966 — Товарищ песня (новелла «Песня на рассвете») — радист
1966 — Чёрт с портфелем — Петя Лихов
1967 — Звёзды и солдаты — Савва, белоказак
1968 — Улыбнись соседу — артист
1968 — Гроза над Белой — разведчик
1968 — Золотые часы — Ткаченко
1968 — Новые приключения неуловимых — конвоир
1968 — Трембита — Петро
1969 — Похищение — Паша Ветченко
1970 — Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя — болтливый водитель «ГАЗика»
1970 — Тайна железной двери — гитарист Зайцев
1970 — Светофор — пешеход-нарушитель с авоськой
1971 — 12 стульев — одноглазый шахматист
1971 — Джентльмены удачи — Косой (Фёдор Петрович Ермаков)
1971 — Звёзды не гаснут — солдат Андреев
1971 — Терем-теремок (фильм-спектакль) — Кравцов
1971 — Держись за облака (Венгрия, СССР) — слуга с зонтиком
1972 — Большая перемена — Пётр Тимохин
1972 — Золотые рога — Сундук, злой разбойник
1973 — Эта весёлая планета — изобретатель Прохор-«Вечный двигатель»
1973 — Иван Васильевич меняет профессию — дьяк Посольского Приказа Феофан
1973 — Новые приключения Дони и Микки — хулиган Кеша (озвучивает Вячеслав Невинный)
1974 — Большой аттракцион — Сеня, помощник Бубенцова
1974 — Звезда экрана — шофёр Гриша / эсэсовец в массовке
1974 — Бенефис Веры Васильевой (фильм-спектакль) — камео
1974 — Бенефис Савелия Крамарова (фильм-спекакль) — главная роль
1975 — Афоня — Егоза
1975 — Ау-у! (новелла «Что наша жизнь?! или Что наша жизнь?!») — Вася, герцог Луазье
1975 — Не может быть! (новелла «Свадебное происшествие») — Сергей, друг Владимира
1975 — Соло для слона с оркестром — униформист Лопухов
1975 — Бенефис Ларисы Голубкиной — камео
1976 — 12 стульев — слесарь-интеллигент Виктор Михайлович Полесов
1976 — Мама — Волчонок
1977 — Мимино — подсудимый с «хорошими глазами»
1977 — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика(ТВ) — Савелий Крамаров (камео)
1978 — Живите в радости — Леонтий Маркелович Федырин, «Бацилла»
1978 — Новые приключения капитана Врунгеля — агент Свирепый Гарри
1978 — По улицам комод водили / новелла «Экзамен» — профессор
1983 — Москва на Гудзоне / Moscow on the Hudson — Борис, человек из КГБ
1984 — 2010 космическая одиссея / 2010: The Odyssey Continues — доктор Владимир Руденко, советский космонавт
1984 — Оступившийся парень / The Fall Guy (серия «Olympic Quest») — водитель такси
1986 — Вооружён и опасен / Armed and Dangerous — Олаф, работник охранной фирмы
1987 — Двойной агент / Double Agent — Юрий
1987 — Домашняя война / Morgan Stewart’s Coming Home — Иван Ильич Виндиков, дворецкий Стюарта
1988 — Красная жара / Red Heat — Григорий Мазурский, связной
1989 — Танго и Кэш — владелец машины
1993 — Настя — вор Косой (камео персонажа из «Джентльменов удачи»)
1993 — Русский бизнес — дядя Вася
1994 — Любовная история / Love Affair — русский матрос-телефонист