Найти в Дзене
Искусство Звука

«Гибель розы». Памяти Густава Малера

«Адажиетто» -  мелодия, известная сегодня всему миру, потрясающая по красоте, завораживающая музыка, музыкальное чудо... Она появилась на свет, когда композитор переживал глубокое чувство, счастье встреч,  волнения, грёзы и видения...  Вскочив однажды ранним утром с постели, он ринулся к фортепиано и, ухватив быстро исчезающую мелодию, отыграл её, а затем записал в нотный альбом. Это была вспышка, озарение, соединение его чувств с чудом красоты.

Густав Малер
Густав Малер

В декабре 1901 года только что написанное Adagietto было послано Малером его будущей жене Альме Шиндлер – причем без всякого сопроводительного текста, без самой короткой записки. По свидетельству голландского дирижера Виллема Менгельберга, Альма мгновенно поняла, что перед нею признание в любви...

Альма Шиндлер
Альма Шиндлер

Впоследствии Малер инструментировал и аранжировал эту мелодию для симфонического оркестра, и она вошла под названием «Адажиетто» в состав его Пятой симфонии.

В  1972 году, француз Ролан Пети, руководитель и хореограф известного в мире Марсельского балета, поставил одноактный балет «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Густава Малера, сюжет которого был взят из стихотворения «Больная роза», английского поэта Уильяма Блейка (1757 – 1827) .

Больная роза
Ты больна, бедняжка – роза,

Тайный червь в тебя вошёл -

Тот, что ночью крупнозвёздной

Оседлал попутный шторм.

Он проник в твой рай укромный

Цвета красного вина.

И его любовью тёмной

Жизнь твоя поражена.
У. Блейк

"Гибель розы"

Видео не очень хорошего качества, но исполнители - высочайшего уровня:

Доминик Кальфуни и Александр Годунов

В Adagietto мольба о любви и боль неизбежного  страдания слились неразделимо – создавая двойственность этого уникального в своем роде послания Малера к слушателю и позволяя каждому, кто соприкасается с этой музыкой, услышать в ней эхо своих невидимых миру горестей и блаженств.