Найти тему

Что меня отталкивает в фильмах Лукино Висконти?

Творчество итальянца Лукино Висконти можно разделить на два периода: первый - ранний, реалистичный; второй - поздний, барочный.

В ранних фильмах Висконти рассказывал о судьбах и переживаниях простых итальянцев, борющихся за счастье и кусок хлеба. Живя в бедности, они борются с государством, с классовым ограничением, с алчностью буржуазии, и при этом остаются людьми.

Герои поздних фильмов Висконти - аристократы, задыхающиеся на душных балах и ощущающие медленное загнивание окружающего мира.

Лукино Висконти
Лукино Висконти

Висконти - несомненно гений, один из лучших европейских режиссёров своего поколения. Он невероятно глубоко чувствовал духовность европейцев, как рабочего класса, так и буржуазии. Он показал, как без морали и идеалов погибает богач, и как умирает бедняк, а с ним и идеалы . Его интересовало будущее Италии и судьба всей Европы. Одним из первых он поднял в своих фильмах проблемы гомосексуализма и инцеста, а также связал убийственное влечение нацизма к власти и насилию с сексуальными перверсиями. Уже после "Гибели Богов" Висконти выйдет "Конформист" Бертолуччи.

Но вот что меня отталкивает в поздних фильмах Висконти - это излишняя барочность интерьеров и костюмов. Да, внешняя красота здесь отражает внутреннюю пустоту героев и гибельность их устремлений, но иногда кажется, что персонажи просто утопают в этих дорогих декорациях и обилии роскоши. Лица актёров растворяются в этом обилии деталей. Люди будто прячут свои души в пышных костюмах и роскошных комнатах. Это безусловно красиво, до безупречности, но порой эта пышность барокко переходит в какой-то маньеризм, который заслоняет своим внешним изяществом идейную сторону фильма.

Его ранние картины правдивее что ли... Честнее как-то. На фоне минималистичных пейзажей и актёры смотрятся выигрышнее, и характеры раскрываются острее. Сравните сами. Вот кадры из его первых фильмов: минимум интерьерных деталей, максимум живости, реализма, сами лица смотрятся выигрышнее.

А вот кадры уже из поздних фильмов. Бюджет. Размах. Роскошь. Шик. Величие. Аристократизм. Дороговизна материалов. Обилие деталей, нивелирующих притягательность красоты людских эмоций.

Да, это работает на масштабные, барочные смыслы его поздних фильмов, но всё-таки среди всего богатства где-то затерялась изящество простоты. Как интерьеров, так и душевных человеческих стремлений.

Пишите в комментариях, какие фильмы Лукино Висконти вы любите больше всего. Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.