Найти в Дзене
Anastasia Benkendorf

Странная, полная капризов дружба Родена и Рильке

Эмпатия - сама её идея - проходит через всё новое исследование Рэйчел Корбет, посвященное Родену и Рильке. Итогом стала книга “Ты должен изменить свою жизнь” , название оторой взято из произведения Рильке “Архаический торс Аполлона”, отражает тему эмпатии наиболее полно: ты говоришь об изменении жизни тому человеку, о котором заботишься. Рильке и Роден заботились друг о друге, но странными способами.

Отношения между скульптором и юным поэтом были одновременно спокойными и бурными. Временами, между ними проскальзывал призрак эмпатии, который исходил преимущественно со стороны Рильке.

Девиз Огюста Родена: “Работа, всегда работа”.

Те кто читал биографию Родена, написанную Рильке, почувствовали почти религиозный трепет поэта перед скульптором, который в свою очередь научил искусству “незримого” и передал частично свой образ жизни (девиз Родена “работа, всегда работа”). Роден тоже чувствовал преданность Рильке. С момента прочтения французской монограммы Рильке, скульптор немедленно нанял его в качестве своего секретаря. Однако, девять месяцев спустя, союз распался из-за одного безобидного письма...

Корбет, редактор “Современных художников”, расположила художников в биографическом танце, где они сходятся и расходятся. История начинается с 1840 года, в этом же году родились Золя и Моне. Живя в городе Бодлера и Османа, Роден был бедным студентом, который достаточно поздно обратился к скульптуре. Потом встретил Ораса Лекока де Буабодрана, учителя, который направил его взор.

В Петит Эколь, как отмечает Корбет, Роден “закончил классы так быстро, что не хватило учителей для дальнейшей его учебы. Он не заботился о том чтобы подружиться с одноклассниками, он хотел только работать”.

Жизнь Рильке отличалась с самого начала. Рожденный в либеральной семье в Праге, когда Родену уже было 35, юного Рильке мать одевала как девочку и называла Софи. Когда он подрос, родители отправили его в военную академию в надежде что он может достичь офицерского ранга, которого не смог достиг отец.

Большую часть молодости Рильке провел в поисках мастера. Первый из них Лу Андреас-Саломе, философ и муза, о которой Фридрих Ницше говорил “самый умный человек, которого я знал”. В 1899 году уже замужняя Андреас-Саломе, к которой Рильке питал головокружительную страсть, устроила встречу молодого поэта и Толстого, которая однако прошла не очень хорошо.

Поэт Рейнер Мария Рильке с женой, скульптором Кларой Уэстоф, около 1910, фото Keystone Hulton Archive
Поэт Рейнер Мария Рильке с женой, скульптором Кларой Уэстоф, около 1910, фото Keystone Hulton Archive

Главы в книге Корбет чередуются рассказами о поэте и скульпторе до момента пока их судьбы не пересекаются, когда амбициозный, но еще не замеченный Рильке, снова в поисках мастера путешествовал по Парижу чтобы написать монографию о Родене. Даже на этой ранней стадии, он был одним из настоящих сторонников Родена. Другим была скульптор Клара Уестоф, на которой Рильке позже жениться и неоднократно будет оставлять ради профессиональных поездок по Европе.

Почти каждый был в восторге от Родена, его неутомимой жажды труда и художественной новизны, в совокупности с его фабрично-ориентированной мастерской, сделали его любимым мастером среди писателей и художников по всей Европе, даже несмотря на то, что его скульптуры вызывали порой скандалы среди консервативной парижской публики. Корбет аккуратно вырисовывает взаимоотношения между всеми фигурами своего времени, все из которых были в какой-то степени под давлением массовой культуры и одновременно жили своими жизнями. И некоторые из этих художников и мыслителей были решительными индивидуалистами, как Роден и Рильке. Их сходство было еще в одной вещи - в твердой вере, что работа художника или писателя должна стоять во главе всей его жизни, ни семья, ни личные взаимоотношения не должны стоять на пути творчества.

Вопрос как сильно художник должен заботиться - о ком-либо другом, о семье, об искусстве - конечно становится размышлением об эмпатии. Корбет идет на многое, чтобы показать что эмпатия была изобретением XIX века. И это кажется соотносится со временем когда Роден и Рильке усиленно практиковали эмпатию, которая была для них новой и сложной задачей, с которой они справляются и в своем искусстве также.

На фото (слева направо) Рейнер Мария Рильке, Роза Бере и Огюст Роден
На фото (слева направо) Рейнер Мария Рильке, Роза Бере и Огюст Роден

Эгоцентризм, свойственный Родену и Рильке, прослеживается через одержимость в передаче знаний между мастером и учеником (как следствие “Письма молодому поэту” Рильке). Анализ Корбет подтверждается ошеломляющим отрывком из “Архаического Торса Аполлона” который сочетает вместе её талант чтения как визуальных образов, так и поэтических форм. Её исследования объединяют два мастера эстетически (так и исторически).

“Каждый может услышать голос Родена, говорящий через камень”, она пишет, “схожее с предсказанием оракула, которому Рильке однажды задал ужасный вопрос, “Как я должен жить?”

Книга заканчивается моментом когда исторический авангард начинает противостоять Родену и Рильке. Каждое общество наполнено индивидуальностями, и у них возникает тот же вопрос. “Как должен жить художник?” Корбет однако не дает точной инструкции как повел бы себя Роден или Рильке. Вместо этого она опирается на примеры, которые появляются когда жизнь того или иного художника или писателя оценивают по прошествии времени...

Автор Джонатан Стерджион (перевод Анастасия Бенкендорф)