Маньяки на троне: от фараонов древности до революционеров прошлого века
Объем: 389 web-страниц
Парадоксальность преклонения человечества перед жестокостью своего вида поражает. Мы готовы оправдать геноцид во имя великой идеи, мы готовы увековечить лидера, этого идею провозглашающего, чтобы сохранить для потомков память. Но память о чем? О величии правителей, стиравших с лица земли города и страны? О жёсткой руке богопомазанника, уничтожающего себе подобных во имя бога/богов или собственного удовлетворения?
Книга «Памятники не тем» хронологическая памятка по главным маньякам человеческой истории: от фараонов, чьи гробницы поражают своими масштабами и великолепием, до революционеров, лица которых красуются на модных футболках. Эти персоны числятся героями на аллее славы в своей родной стране и осыпаются проклятиями в странах соседних. Так о чем свидетельствуют помпезные монументы жестоким правителям, мстительным царям, амбициозным революционерам? О величии этих людей или о зашоренности тех, кто эти памятники поставил и сохранил?
«Я памятник воздвиг себе нерукотворный», - Пушкин о настоящем величии
Книга начинается с короткого, но крайне содержательного предисловия, с которым я чудовищно согласна. Человечество на протяжении тысячелетий предпочитало увековечивать тех, кого бы стоило навсегда забыть. И как показывает практика, чем большее народа полегло от руки того или иного претендента на монумент, тем выше вероятность, этот монумент получить, причем еще при жизни.
«…разница между диктатурой и демократией состоит еще и в том, что при диктатуре правители сами воздвигают себе памятники», - замечает Автор.
И даже если не начинать с младенчества строить себе гробницу в песках пустыни, и не завоевывать бесчисленные города, переименовывая их то в свою честь, то в честь своей лошади, есть много способов произвести впечатление на историков и запомниться современникам и потомкам.
Как говорила одна опытная дама: «…хорошими делами прославиться нельзя», именно это утверждение и стало путеводной звездой для всех исторических фигур, упомянутых Автором. Их знают все, благодаря привычке сажать на кол или насильно обращать в свою веру, более того, им всем можно заглянуть в глаза – вернее их каменным и бронзовым изваяниям.
История пишется победителями, именно поэтому мы имеем то, что имеем, но всегда есть возможность посмотреть на ситуацию под другим углом зрения, отбросив мнимое величие, так подогревающее самолюбие потомков, когда почитаемый вождь давно мертв и уже не сможет сварить нас в кипятке посреди столицы. Люди – парадоксальный вид, убивающий ради удовлетворения своего эго и развлечения, поэтому не удивительно, что наши города украшают статуи правителей, причем, правителей наиболее воинственных – и в этом одинаково преуспевают разные народы, имеющие собственную историю становления и развития, наверное, жестокость – особенность универсальная для хомо сапиенса.
Имена, ставшие нарицательными: геростратова слава во всей красе
Кровавые сражения, великие завоевания, массовые жертвоприношения… Все это похоже на главы из приключенческого романа, и реальные участники таких событий в литературе, искусстве и даже истории, претендующей на достоверность, давно превратились из диктаторов в довольно привлекательных персонажей.
Так граф Дракула, прототипом которого является румынский правитель Влад Цепеш, попал и в фильмы ужасов, и в детские мультики, а Иван Грозный не только стал излюбленным персонажем для живописцев, но и «лично» играет в комедиях Гайдая. Наверное, мы не склонны беспристрастно толковать исторические события, по крайней мере, происходящие в своей стране, или чтобы оценить размер «ущерба» должна пройти парочка столетий?
Психологический портрет маньяка на троне
Автор делает выжимку из биографий и свершений наиболее кровавых диктаторов, чтобы подтвердить основной тезис о незаслуженном величии этих национальных героев. Конечно, это довольно однобокое представление о происходящих событиях, тем не менее, круг преступлений, совершенных определенным человеком за определенный отрезок времени, очерчен весьма четко.
В описании личных черт характера своих «героев» Автор выделяет особенности, которые по его мнению и стали причиной жестокого поведения, но любое из этих качеств можно трактовать, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Так почти каждый из тиранов по утверждению Писателя был упрям и своенравен, но также можно сказать, что эти люди с детства отличались целеустремленность и целостностью натуры — трактовка зависит от целей историка.
Автор будто пытается убедить Читателя, что наши тираны с юности были «испорчены», но не из каждого испорченного ребенка, мучающего зверюшек, вырастает Чингисхан. Так что истина о причинах жестокости человека как всегда где-то посередине между врожденными свойствами характера, воспитанием и обстоятельствами. Как наглядно продемонстрировал пример Холокоста, человеком может расти ангелом, быть примерным семьянином и приятным соседом, а на работе с удовольствием травить людей в газовой камере. Так что чтобы стать маньяком совсем не обязательно рождаться с дурным характером в царской семье.
А кто на постаменте сейчас?
Проблема большинства историков состоит в том, что они зациклены на прошлом и завороженно вспоминают Македонского, Лютера, Тамерлана, в то время как здесь и сейчас вокруг нас полным полно достойных диктаторов. Многие уже с памятниками, другие активно стремятся к увековечиванию (не будем показывать пальцем, это до сих пор не безопасно. Да-да, со времен Цепеша почти ничего не изменилось, разве что казнят иначе).
Возможно, найдись у современников Мао моральные силы высказаться против бесчинств и злоупотреблений, у Турунена было бы меньше материала для написания этой книги. Хотя наше настоящее тоже достанется в качестве остывшего блюда потомкам. Как они оценят сегодняшний день? В лучшем случае они пожалеют нас, в худшем пересчитают, как Писатель отрубленные руки жителей Конго.
Я рекомендую для нескучного и неоднозначного чтения «Памятники не тем» и хочу закончить цитатой из книги:
«…если сверху слишком много дофамина, а снизу – тестостерона, то это разрушительная комбинация для любого человека, оказавшегося на вершине власти».
Мне хотелось бы увидеть на площадях наших городов памятники великим российским ученым современности, лауреатам Нобелевской премии, авторам достойных книг, художникам, режиссерам, исследователям, педагогам… Я очень надеюсь, что в нашей истории больше не появится монументов, прославляющих геноцид и войны, потому что если они будут, то памятников настоящим Героям нам, увы, не узреть никогда.
Литературный диалог: ВКонтакте, в Инстаграмм