Режиссер Иосиф Хейфиц, 1958 год.
Если уж начала о фильмах Хейфица, то мимо этого пройти не могу. Один из лучших фильмов этого режиссера, да и советского кинематографа, был создан по роману Ю. Германа «Дело, которому ты служишь». После выхода фильма и даже на его основе Юрий Герман написал еще два романа "Дорогой мой человек" (1962г.) и "Я отвечаю за все" (1964-65г.)
В главных ролях: Алексей Баталов – Владимир Устименко, Инна Макарова – Варя Степанова.
Сразу скажу, кому я сочувствую в этом фильме – Варваре, ее несостоявшемуся женскому счастью, ее любви к человеку, которого она считала лучше и выше себя. и это не претензия кого-то учить, или умалять достоинство фильма, а личное мнение автора, как зрителя кинофильма.
Чем доктор Устименко лучше и выше Варвары? Если говорить о нем, как о человеке не поступающимся своими принципами – он, несомненно, на высоте, как герой, обладающий множеством достоинств. Отличный доктор, фронтовик, самоотверженный человек для которого немыслим нечестный или непорядочный поступок – да, это Владимир Устименко.
В то же время самым правильным и знающим, ради чего стоит жить, он считает себя. С юности он подтрунивает над Варей, в которую влюблен за то, что она не читает Карла Маркса и хочет стать актрисой. Разве так уж важно, если любишь, читает ли девушка Маркса?
И почему нельзя быть актрисой? Потому, что «надо делать дело»? Кто определил, что есть настоящее дело? Владимир сделал это и за самого себя и за Варю.
Вот уже тут герой Баталова начинал мне нравиться меньше своим чувством превосходства, которое он не скрывал.
А в сцене, когда он убегает от Вари, не поговорив с ней и даже не выслушав ее – его чувство мне уже сложно назвать любовью. Варя была рада ехать с ним в деревню. Лишь после слов брата, она сказала, что в городе ей учиться на ту профессию, которую она выбрала, будет сложно. Варя не сказала: «Нет. Я не поеду».
Ей вообще ничего не дали сказать – любимый человек убегает не на день и не на неделю, а на несколько лет. Можно это назвать любовью? Я не понимаю такой любви – хлопать дверью, не выслушав любимую. Не помню, сколько раз смотрела этот фильм с юности и всегда было жалко Варю.
Честно говоря, мне кажется, что Устименко не любил Варю – слишком легко он ушел первый раз. Слишком быстро поверил первому встречному в госпитале.
Он оперировал Варю – она была рядом. Она ждала от него слов, хоть каких-то, плакала от радости, что нашла его.
Но бескомпромиссный доктор Устименко в очередной раз гордо отворачивается от любимой. Может любящий человек так себя вести?
Очень странная любовь у Владимира. У меня такое впечатление, что он -человек дела всей своей жизни и бежит от любви потому, что она ему не нужна. Любовь мешает, вернее, может помешать доктору Устименко заниматься тем, что для него более важно – делом.
Поэтому он и женится на нелюбимой женщине, наш бескомпромиссный герой. И жил с ней, не испытывая глубоких чувств, которые могут помешать высоким идеалам. Жил по сути, фальшивой семейной жизнью до тех пор, пока измены супруги не стали очевидными уже не только ему.
Вспоминал ли он Варю? Какой-то слабый отголосок показан. И опять даже не похоже на любовь, иначе эти воспоминания выжгли бы ему всю душу, сделали невозможной жизнь вдали от Вари.
А Варя как раз и жила 20 лет мыслями и любовью к своему Владимиру, которого она недостойна. То есть, сама себя давно уже поставила ниже великого человека. Не став актрисой, получила профессию геолога.
Однако, глядя на нее, не скажешь, что Варя рождена для дела. Она рождена для того, чтобы любить, ценить любимого человека, для счастья, которого так и не дождалась.
И что в результате? Теплая встреча с поцелуями и прогулкой по городу, ночной обед в ресторане и никаких слов о продолжении со стороны Устименко. У него дочь растет. Варя же осталась одна, надежды на новую любовь нет, на детей, похоже тоже нет.
И уже совсем фантастическая сцена. Недосягаемый Владимир будет ехать мимо в скором поезде. Варя ждет поезд, чтобы хоть в окно увидеть его – она и тем счастлива.
И крик Владимира: «Приезжай ко мне!» - это о чем? Куда приезжать? Гордый доктор никогда не скажет, что любит Варю. Потому, что не любит, если бы любил – поезд остановил бы.
Не нужна ему Варя. «Хороший ты мужик, Устименко, но не орел!»
Автор приветствует комментарии, лайки, подписку на канал.