Найти в Дзене

Как меняется память о Второй мировой войне в Германии? О новых оттенках в восприятии прошлого.

В прошлом тексте я уже писал о том, что сейчас в Европе меняется память о Второй мировой войне. Вместо памяти о трагедии Холокоста центральное место начинает занимать память о Европе как жертве войны двух одинаково плохих режимов: коммунистического и нацистского. Именно об этом принятая осенью прошлого года резолюция Европарламента о признании СССР и Германии виновными в развязывании войны. Со ссылкой на Алексея Миллера, я указал, что главными апологетами такого подхода являются младоевропейцы, прибалты и поляки. Причины я тоже описал в прошлом тексте. Здесь я хочу обратить внимание, что в Германии тоже меняется восприятие той войны. Нет, о героизации нацизма речь, разумеется не идёт. С этим всё в порядке. И о снятии с себя вины за начало Второй мировой войны тоже никто не говорит. Но, появляются новые оттенки восприятия войны. Так, военное поколение в современной Германии часто рассматривают не только как виновников войны, но и как её жертв.

Советский солдат угощает хлебом жителей Берлина. Весна/лето 1945 г. Фото с https://de.sputniknews.com/politik/20181001322495807-konflikt-cia-udssr/
Советский солдат угощает хлебом жителей Берлина. Весна/лето 1945 г. Фото с https://de.sputniknews.com/politik/20181001322495807-konflikt-cia-udssr/

До начала двухтысячных годов эта тема широко не обсуждалась, хотя и существовала, конечно. Сейчас в Германии всё больше говорят о депортации немцев из Центральной и Восточной Европы, о «бомбовой войне», то есть о бомбардировках англо-американской авиацией не военных объектов в Германии (самые яркие примеры: Дрезден и Гамбург), о гибели «Вильгельма Густлоффа» и так далее. Собственно, именно в этом контексте нужно понимать и наделавшее столько шума выступление школьника из Уренгоя в Бундестаге, который заявил, что не все солдаты Вермахта хотели воевать против России. То есть, эти солдаты тоже были жертвами. В нашей стране это заявление было воспринято как оправдание нацизма. Но особого выбора у школьника не было, он должен был сказать, то, что от него хотели услышать. Именно благодаря «памяти жертв», воспоминания о войне в Европе сопровождается фразой «Никогда вновь». Для нас май 1945 г. – это триумф победы, а триумф всегда хочется повторить. И фраза «никогда вновь» относительно этой Победы вызывает некоторое недоумение. При необходимости, конечно. Это два разных восприятия одного исторического события в прошлом.

И у меня вопрос к Вам, уважаемые подписчики и читатели, как реагировать на такую позицию немцев? Они имеют на неё право?

Спасибо за внимание. Если публикация понравилась, подписывайтесь на канал.

Также Вам могут быть интересны публикации:

1) Кабинет И. В. Сталина времен Великой Отечественной Войны. Интересные детали рассказывал сам маршал Жуков

2) Чему была посвящена самая тяжёлая пресс-конференция в дипломатической карьере Виталия Чуркина? И это не Крым