Найти тему
Морская коллекция

Броненосные крейсера.Корсары южных морей. "Громобой".

С началом русско-японской войны русская Эскадра Тихого океана оказалась разделена на две неравные части. Основные силы базировались на Порт-Артур,4 крейсера и десяток малых миноносцев-на Владивосток.Находившиеся в качестве стационеров в корейском и китайском порту корабли были либо интернированы -как канонерская лодка "Манджур" или затоплены экипажами после неравного боя с японской эскадрой("Варяг" и "Кореец").

С учетом захваченного после ночного налета на Порт-Артур фактического господства на море японского флота,обе группировки русских кораблей в дальнейшем были вынуждены действовать автономно.

Владивостокский отряд крейсеров в составе броненосных крейсеров «Рюрик», «Россия», «Громобой» и бронепалубного крейсера «Богатырь» под командованием первого командира "Громобоя" контр-адмирала Карла Петровича Иессена ,должен был организовать крейсерскую войну на коммуникациях противника,т.е. воплотить в жизнь то ,к чему уже почти полвека готовился российский флот.

Япония,кстати,весьма напоминала потенциального противника русских моряков-Англию- такое же островное государство,крайне зависящее от зарубежных поставок.Только в Йокогаму за 1903 год зашло более 3500 торговых судов-японских и иностранных.Кроме того перевозка войск и припасов на театр военных действий -в Корею и Манчжурию , осуществлялась только морским транспортом.

Русским "истребителям торговли" здесь были все возможности проявить свои достоинства. Можно ,конечно, предъявить серьезные претензии командованию флота по базированию крейсерских сил ,т.к.,как оказалось,находясь во Владивостоке,крейсера порт-артурской эскадры были бы гораздо полезнее,чем отстаиваясь в порту за броненосцами и выступая потом безответными мишенями.Более сильная крейсерская эскадра потребовала бы соответствующего разделения и Объединенного флота,что могло создать совершенно иные стратегические возможности.

Даже заставив японцев просто гонять свои маломореходные, перегруженные крейсера по грозному штормовому Тихому океану в дозоры и погони,можно было с помощью природы несколько сократить список кораблей Императорского флота.

-2

К сожалению царская администрация,даже официально учитывая угрозу войны ,не подготовила для этого необходимой инфраструктуры. Добыча местного угля велась ограниченно,угольные склады для крейсеров в доступных местах не создавались. Рембаза и ресурсы припасов во Владивостоке были крайне ограничены.Даже загрузка угля на один крейсер во Владивостоке занимала около недели.Ремонт поврежденных кораблей длился очень долго,для ускорения ремонта крейсеров после битвы при Ульсане потребовал присылки сотен квалифицированных рабочих из европейской части страны.

В ночь на 9 февраля 1904 г. начальник отряда (тогда это был капитан 1-го ранга Рейценштейн) получил телеграмму от наместника-«Крейсерам начать военные действия, стараясь нанести возможно чувствительный удар и вред сообщениям Японии с Кореей и торговле, действуя с должной смелостью и осторожностью, оставаясь крейсерстве сообразно обстоятельствам не более 10 дней».

-3

Первый поход (27 января — 1 февраля 1904 года).Уже в 13 ч. 30 м. при помощи ледокола «Надежный», сломавшего лед в бухте Золотой Рог, крейсера «Россия», «Громобой», «Рюрик» и «Богатырь» вышли в море по направлению к японским островам.В реальном походе крейсера показали скорость- «Россия» 18,5 узла, «Громобой»-19, «Богатырь»-19 и «Рюрик»-17узлов.

-4

11 февраля был обнаружен первый японский небольшой пароход.Остановленный сигнальным выстрелом ,он получил приказ-команде оставить корабль. Японцы запросили помощь и "Громобой"принял японский экипаж на борт.

А потом началась реальная боевая учеба .Обстрелять и потопить пароходик озадачили "Рюрик",но из-за того что утлое суденышко было со всех сторон окружено громадными русскими крейсерами-на линии огня у него оказался "Россия".Крейсера начали маневры и в итоге топили японца «Россия» и «Громобой»,израсходовав 15 снарядов.

На потопление парохода «Наканоура Мару» (около 1084 тонн ,с грузом риса, 39 человек экипажа и 4 пассажира ) и прием на борт его экипажа ушло больше двух часов.Пока возились с рисовозом,мимо проскочил еще один пароходик- «Зенсо Мару» ( 323 тонны).На сигналы он не реагировал,а обстрел был безрезультатным.Из-за 9 балльного ветра погоня была признана нецелесообразной.

А дальше начались новые сюрпризы первого боевого похода.Корабли шли в условиях сурового зимнего шторма,им пришлось держаться против волны на минимальном ходу.Волны перекатывались через корпус и вскоре стволы орудий оказались забиты льдом,в который вмерзли и заряженные ранее снаряды. Разрядить их было невозможно ни вручную ни выстрелом. Не имеющие опыта такой ситуации,крейсера держали орудия в боевом положении,сняв заглушки стволов.

Артиллерия всего отряда фактически была выведена из строя. Кроме того
штормовой ночью на
«Громобое» с кормового балкона был смыт за борт и погиб человек, спущенный туда на конце для задраивания иллюминаторов.

Отряд был 14 февраля вынужден вернуться во Владивосток. Только в порту с помощью различных хитростей удалось выбить из стволов ледяные пробки и вернуть крейсерам боеспособность.

-5

Первый боевой поход оказался и жестоко-учебным-все недоделки,неумения и проблемы проявились в полной мере.Эффективность же собственно крейсерства оказалась ничтожной-всего один маленький пароход,который удалось потопить,приложив огромные усилия.

Однако при всей ничтожности реальных результатов похода,японская пропаганда оттопталась на уничтожении рисовоза по полной.

«свидетельство дикой жестокости и развратности русских, способное заставить самого хладнокровного человека сжать зубы», «являются ли русские настоящими варварами, северными готами или вандалами, чуждыми стыда и справедливости. ..?». Газета «Иомиури».
« преступление, явно нарушающее все обычаи войны и принципы гуманности». «Дзидзи» .
«может ли быть что-нибудь более варварским, нежели факт, когда четыре громадных боевых корабля преследуют и уничтожают маленький мирный пароход?». «Токио Асахи».

Истерика была поддержана и некоторыми европейскими и американскими газетами.

-6

Второй поход (11 — 14 февраля 1904 года).Владивостокские крейсера следующий выход смогли сделать 24 февраля -через ледяные поля и выставленные минные заграждения.Целью были коммуникации у корейских портов.С 26 февраля крейсера заняли позиции у корейского порта Гензан.

Так как после первого похода Рейценштейн сделал вывод об ограничении крейсерских операций зимой пятью днями,то после осмотра корейского побережья у Гензана,отряд,без каких-либо успехов 1 марта вернулся во Владивосток.На этот раз,несмотря на шторм,за счет специальных чехлов орудия сохранили боеспособность.

Cruisers_Ryurik_and_Gromoboi_in_the_Golden_Horn_Bay
Cruisers_Ryurik_and_Gromoboi_in_the_Golden_Horn_Bay

Третий поход (24 февраля — 1 марта 1904 года). Выйдя в море 24 февраля, отряд опять направился к берегам Кореи, в порты к бухты, расположенные в Корейском заливе и к северу от него, а также на подходы к ним от берегов Японии, в частности, от портов залива Вакаса.

-8

Зато в ответ японцы силами отряда Камимуры из 7 крейсеров(в т.ч. 5 броненосных -«Идзумо», «Адзума», «Асама», «Якумо», «Ивате» и «Касаги» с «Иосино» ) совершили "ледяной" набег на Владивосток"-4 марта они обстреляли город,убив одну женщину.Из-за медленных циллиндрических котлов "Рюрика" крейсера слишком поздно вышли из бухты,японцы успели уйти,только дымы виднелись на горизонте. Командир Владивостокского порта адмирал Гаупт писал наместнику: «Крейсерский отряд вышел в море по окончании бомбардирования почти через час и через три часа возвратился на рейд».

В целом обе стороны пока не стремились к столкновению-японцы быстро отстрелялись куда ни попадя и быстро ушли,а русские крейсера медленно раскочегарились и медленно вышли. Разминулись.

На следующий день японцы вновь появились у Владивостока и наблюдатели заметили ,что с одного из крейсеров что-то выбрасывали за борт. Опасение ,что это были мины при полном отсутствии налаженной траловой службы и ледяной корке,заставила крейсера остаться в гавани. Рейценштейн же через несколько дней был снят с командования.Его сменил К.П.Иессен, назначенный С.О.Макаровым.

-9

Иессен получил новые инструкции-«Главнейшей задачей отряда является препятствие неприятелю перевозить войска в Гензан и другие пункты, лежащие севернее его. Эта задача является следствием местонахождения его. В некоторых случаях появление у берегов Японии может быть полезно, дабы отвлечь неприятеля от главнейшей задачи отряда. Всякий вред, наносимый неприятелю, будет, разумеется, вполне уместен.Предоставляется адмиралу Иессену или выходить всем отрядом, или же посылать крейсеры отдельно. В первом случае, имея в руках столь большую силу, можно быть гораздо смелее, чем во втором».

Тем не менее следующий выход состоялся почти через два месяца.Новые командиры осваивались с ситуацией,немногочисленные данные о тактике японцев собирались и анализировались.Разведка была организована безобразно.Накладывались и организационные проблемы- Иессен больше месяца пытался получить планы заграждений в заливе Посьет,в котором можно было укрыться крейсерам в случае чего. Все запросы пришлось слать через наместника.

Громобой, Владивосток. Колоритный батюшка на том же снимке - это о.Георгий (Георгий Петрович Федоров) - участник всех боевых походов Громобоя во время РЯВ. Списан с корабля 19 мая 1906 г.
Громобой, Владивосток. Колоритный батюшка на том же снимке - это о.Георгий (Георгий Петрович Федоров) - участник всех боевых походов Громобоя во время РЯВ. Списан с корабля 19 мая 1906 г.

Четвертый поход (10 — 14 апреля 1904 года). Выход отряда прошел в необычном составе («Россия», «Громобой», «Богатырь» и два номерных миноносца «205» и «206»). "Рюрик",как самый тихоходный ,был оставлен для прикрытия Владивостока.О местонахождении противника командование отряда не имело никакого представления.

Для введения в заблуждение агентуры противника(а в ее наличии никто не сомневался),крейсера полтора месяца регулярно выходили в море,а 23-го на выход отправились все 4 крейсера.Даже эскадру оповестили,что выход производится на обычные маневры.После небольшой остановки у острова Скрыплева ,"Рюрик" вернулся в порт,а 3 крейсера и 2 миноносца двинулись на юг.

Идти пришлось в густом тумане,видимость была менее полкабельтова,радиосвязь была запрещена,но радистам удалось перехватить сообщение с японских кораблей,которое расшифровал предусмотрительно взятый на флагманский крейсер переводчик ,студент Восточного института .

-11

Утром,25-го апреля отряд скрытно подошел к корейскому порту Гензан.На миноносцы были отправлены студенты-переводчики и подрывные заряды,после чего миноносцы неожиданно вошли в бухту и обнаружили там небольшой японский пароход «Гойо Мару» (500-600 тонн) и шхуну.На пароход были отправлены две шлюпки "переговорщиков" с зарядами. Экипаж получил приказ покинуть судно,попытка студента произвести допрос японцев и корейцев на борту успехом не увенчалась- те от страха двух слов связать не могли. Пришлось забрать почту и заложить заряды,которые в итоге не сработали.

Пароход был потоплен торпедой с миноносца.Шхуной заниматься было уже некогда,по графику миноносцам пора было возвращаться. Интересна реакция города( в нем был японский квартал и проживала более 1000 японцев)- по всему городу были подняты флаги нейтралов-в основном корейские,но на одном доме -американский. А на берегу собралась толпа зевак в 2-3 тысячи голов. Операция прошла скромно,без единого выстрела и к 14-00 миноносцы вернулись к крейсерам.

К вечеру миноносцы,дозаправив углем,отправили во Владивосток,а крейсера занялись очередным попавшимся каботажным пароходом- «Хагинура Мару» с тонной вяленой рыбы на борту.После осмотра был снят японо-корейский экипаж,а пароход потоплен 12 кг пироксилиновым зарядом. При этом захвачены-карта с прокладкой, судовые документы, переписка и шифрованная телеграмма с декодированным ее содержанием. Процедура заняла около двух часов и показала ,что слаженность и четкость действий еще не были отработаны до автоматизма.

-12

Далее отряд отправился к следующей цели набега-Хакодате,по дороге,ночью он пересек торговый путь к Гензану и обнаружил большой пароход с полной иллюминацией,который,заметив их,начал сближение. На вопрос с крейсера в рупор "Какая нация?"на английском языке был получен громкий и радостный ответ-"Японская!". На пароходе приняли крейсера за свои,но когда к ним был направлен катер с призовой командой,спустили две шлюпки,которые попробовали уйти .Русский гребной катер по очереди догнал и захватил обе,на которых оказались японские военные моряки,которые благополучно сдались.

В это время "Россия" и "Громобой" принимали шлюпки с эвакуирующимися с парохода японцами. На одной из первых находился военный комендант парохода капитан-лейтенант Мизугуци и капитан судна. По официальной японской версии ввиду недостатка трех имеющихся 47 мм пушек для борьбы с тремя крейсерами и начавшейся на борту паники ,он отправился договариваться о продлении срока эвакуации многочисленной команды.

Очевидец на флагманском крейсере "Россия" описывал прибытие Мизугуци гораздо проще-«Один в военно-морской форме отдает при входе на трап старшему офицеру свою саблю».

В итоге на борт парохода был отправлен снова гребной катер с призовой и подрывной командой во главе с лейтенантами Петровым и Рейном. Получив от капитана заверения о том ,что на судне больше никого не осталось,Петров приступил к осмотру.

Дальше начинается история,достойная экранизации.

В одной из кают Петров обнаружил 6 японцев(из них 5 офицеров армии) , под дулом револьвера обезоружил их и отправил на катер.Японская официальная версия этого эпизода выглядит для европейцев как треш и угар- офицеры, получив приказание «разделить участь судна», выслушали это приказание и ,прокричав вместе с солдатами трижды «банзай», затем собрались в одном помещении, где приступили к прощальному пиршеству».Во время коего и были благополучно арестованы лейтенантом Петровым.Судьба сакэ и суси осталась неизвестной.

Но это еще не все ,в трюме при осмотре было обнаружено полторы сотни японских солдат.На предложение выходить они отвечали передергиванием затворов винтовок.С "России" приказали призовой команде покинуть судно,которое будет потоплено торпедой.

Катер с призовой командой отвалил от обреченного судна,японские солдаты за это время вылезли из трюма и столпились на полубаке.Когда катер отошел на достаточное расстояние,"Россия" выпустила торпеду,а затем добила его из 152 мм и малокалиберных пушек правого борта.Брошенные своими командирами японские солдаты после взрыва торпеды открыли беспорядочную стрельбу,два человека на "России" получили легкие ранения.

-13
-14

После потопления парохода,отряд в 2-15 вернулся на прежний курс.Так закончилось существование 9-й роты 37-го пехотного полка Императорской армии,находившегося на борту транспорта "Кинсю Мару".

По японским данным на борту находилось 5 офицеров, 2 фельдфебелей, 121 солдат, 2 переводчиков, капитан-лейтенант флота (посредник), 72 человека судового состава, морской ревизор с подведомственными ему 17 человеками команды, 77 рабочих (кули) и 3 купца.

Японцы смогли спустить две шлюпки(с крейсеров их не заметили),но из 45 человек японских солдат добралась до корейского берега едва лишь десятая часть.

Всего потопление транспорта со всеми приключениями заняло около трех часов.

-15

На крейсерах в итоге находилось более двухсот японцев и корейцев (на «России» 67, «Громобое» 100 и «Богатыре» 42).От пленных были получены сведения о местонахождении крейсеров Камимуры.

В связи с этим,Иессен принял решение о завершении похода.Вечером 27 апреля отряд благополучно встал на якорь в бухте Золотой Рог.

В ответ на поздравления с успешной операцией из морского министерства,Иессен телеграфировал- «Искренне благодарю за внимание и добрые пожелания . . . благодаря туману удалось выкрасть у Камимуры из-под носа транспорт. Туман-наш надежный союзник».

-16

-17

Как оказалось,отряд Иенсена чудом разминулся с эскадрой Камимуры.Пока русские крейсера резвились на японских коммуникациях,Камимура пытался в очередной раз посетить Владивосток. 23 апреля он вышел из Гензана,оставив там злополучный транспорт «Кинсю Мару» и 11-й отряд миноносцев. С русскими в тумане он разошелся на дистанции в пределах 20 миль.Из-за того же тумана он вынужден был вернуться и только тут узнал о визите русских,устроивших небольшой погром в Гензане и потопивших возвращавшийся с демонстрационного рейда «Кинсю Мару» .

26 и 27 апреля японские миноносцы и крейсера искали следы исчезнувшего транспорта. Только эсминцу «Акацуки» посчастливилось найти японскую шлюпку, в которой был штык и записки одного из офицеров с «Кинсю Мару».

28 апреля Камимура все-таки добрался до залива Петра Великого и выставил три заграждения,всего 75 мин.На этих минах потом подорвался немецкий пароход и миноносец №208. Траление во Владивостоке было поставлено из рук вон плохо,приходилось изобретать самые экхотические способы-типа аэростатов ,с которых искали японские мины. Во Владивостоке это была весьма развитая тема.Мины,особенно после "Петропавловска" стали основным страхом-крейсера не рисковали выходить в море до полной очистки фарватера.

Ships_in_the_harbor_at_Vladivostok_(1904)
Ships_in_the_harbor_at_Vladivostok_(1904)

15 мая,выйдя на "Богатыре" на разведку состояния фарватера и ближайших бухт Иессен,вместе с командиром корабля умудрились в густом тумане,который здесь уже не был нашим союзником,во время совместного обеда посадить крейсер на скалы. Причем так хорошо посадить-что в строй он до конца войны так и не вернулся. Начавшийся 10 балльный шторм все сильнее колотил корпус о скалу,расширяя пробоину и затапливая новые отсеки. Минус один крейсер в отряде.

Пока ВОК охранял и эвакуировал "Богатырь",японцы производили массированные войсковые перевозки в Корею. Только с 5 мая по 14 июня только в бухте Энтоа разгрузилось более 200 транспортов с войсками.

Крейсерам было приказано возобновить активность. Но тут обнаружилось,что "Громобой",целый год пребывая в активности,нуждался в чистке котлов.В итоге готовность к выходу назначили на 28 мая.

-19

Пятый поход (30 мая — 7 июня 1904 года).Но вышли три оставшихся крейсера отряда только 12 июня,под флагом адмирала Безобразова.

15 июня крейсера вышли в район охоты и подошли к острову Цусима . Мимо него и далее на юго-запад проходили главные морские коммуникации, по которым японское командование осуществляло войсковые перевозки в Корею и Маньчжурию. Южнее в 60 милях в бухте Озаки располагалась главная база эскадры адмирала Камимура.

Сразу были обнаружены два парохода.За одним погнался "Громобой",за вторым-"Россия" и "Рюрик".Если последние не догнали,а лишь согрелись,то "Громобой" утопил таки пытающийся уйти "Идзумо Мару"(3229 тонн),о судьбе которого официальная японская история сообщает следующее-

«Будучи обстрелян с «Громобоя», пытался было уйти полным ходом, направившись к берегу, но неприятель приближался и стрелял без перерыва; на нем было убито 7, ранено тяжело 12 и легко 13 человек. Убедившись в невозможности побега, капитан остановил пароход и, посадив команду на 4 шлюпки, направился с ними к неприятелю (в пути одна из них перевернулась, но люди были спасены на шлюпку с «Громобоя»). Всего спасено 105 человек. Казенные документы, почта и проч.- все было сожжено перед оставлением судна».

Русские крейсера оказались в удачное время и в удачном месте,вскоре со стороны Симоносеки показались дымы еще двух судов. Добычу разделили также.

-20

"Громобою" достался четырехмачтовый войсковой транспорт «Хитаци Мару» (6175 тонн брутто) с японскими войсками из Хиросимы (1 095 человек солдат и офицеров гвардейской резервной бригады , 120 человек судового экипажа и 320 лошадей и 18 осадных 280-миллиметровых орудий фирмы Круппа, предназначенных для осады Порт-Артура. ) . Командовал им англичанин Джон Кэмпбелл. По требованию британец не остановился и даже пытался пойти на таран,но с "Громобоя" судно методично расстреляли(50-60 попаданий),добив торпедой. Капитан и экипаж перешли в шлюпки, однако гвардейцы покидать обреченное судно отказались.

В это время "Россия" и "Рюрик" досматривали второй транспорт-"Садо Мару"( (6226 тонн брутто, около 1,5 тыс. строителей, железнодорожный батальон , понтоны, телеграфный парк, станки к осадным орудиям (которые утонули вместе с «Хитаци-Мару»), ящики с золотом и серебром ). В 60 милях была база крейсеров Камимуры,рядом были замечены крейсера,опознанные как "Цусима" и "Нийтака",поэтому потопление судна надо было совершить быстро. После команды "покинуть судно" ,на нем началась паника,шлюпки перворачивались,люди гроздьями падали в воду. Японский парламентер попросил дать два часа на эвакуацию,рассчитывая на подход своих кораблей.Но посланный на транспорт офицер с "Рюрика" обнаружил там японских офицеров,попивающих пиво , курящих и равнодушно взирающих на то как их подчиненные самостоятельно и неумело пытаются спустить шлюпки и лодки.

«Предупредив несколько офицеров лично и через японца, говорившего по-русски, всех прочих, что времени мало, перевел на полубарказ 23 человека (включая 3 англичан), по большей части офицеров телеграфного парка, между ними и несколько унтер-офицеров. Оставшиеся на транспорте офицеры по прежнему не обнаруживали никакого стремления к спасению вверенных им людей и не проявляли никакой распорядительности; большие фунэ почти все остались неспущенными на воду. ..»

В 12 ч. 30 м. «Рюрику» было отдано категорическое: приказание потопить «Садо Мару». "Рюрик" выпустил две торпеды и посчитав свою миссию выполненной,удалился вместе с отрядом. "Садо Мару",однако, остался на плаву.

Камимура с запозданием получил радиограмму от крейсера "Цусима" об обнаружении русских кораблей и вывел свои крейсера в море -но контакт уже был потерян.Сутки Камимура и два отряда миноносцев рыскали по всему району,им мерещились то тут то там дымы русских кораблей и звуки выстрелов.Благодаря плохой видимости Камимура вплотную разошелся с владивостокскими крейсерами,не заметив их.

Пока японские корабли кружили вокруг о. Дажелета,русские в 120- 150 милях от него на OSO возле острова Оки взяли английский пароход «Аллантон» ( 6500 т), шедший с грузом японского каменного угля. Груз признали контрабандой и с призовой командой отправили во Владивосток.С англичанином все формальности заняли два с половиной часа.

В 15-00 16 июня встретили японскую парусную шхуну «Унко Мару»,на которую "Громобой" высадил принятых на борт японцев.17-го никого встретить не удалось,зато утром 18-го на дороге попались два маленьких и стареньких деревянных японских каботажника. Маленьких обижать не стали и сдав на один из них поднятого из воды "Россией" 15 июня японца-грузчика с "Садо Мару",отпустили восвояси.

-21

Безобразов в связи с уменьшением запаса угля решил возвращаться. 20 июня эскадра стала на бочки в бухте Золотой Рог. Действиями отряда были потоплены два больших японских транспорта: “Идзумо Мару” и “Хитаци Мару”,на месяц была задержана отправка из Японии 9-й пехотной дивизии. Чудом уцелело “Садо-Мару”. Потери,нанесенные японцам были сравнимы с их потерями в крупных наземных сражениях. А потопленные осадные орудия переоценить невозможно.

Состоявший при 3-й японской армии Эллис Атттмед Бартлетт, книга которого была издана в русском переводе в 1907 г., писал:

«Насколько достоверно я не знаю, но говорили, что тяжелые орудия, предназначенные для осады Порт-Артура, погибли на пароходе «Хитаци Мару», потопленном Владивостокской эскадрой в июне месяце. Это крупное несчастье задержало всю осаду и оттянуло до сентября прибытие 28-см гаубиц, посланных на замену погибших».

Немецкий исследователь Мальтцан подтверждает : «Потеря человеческих жизней в конце концов оказалась не столько велика, как это казалось сначала. Для хода войны было существенным, что на «Хитаци Мару» потонуло 18 осадных 280-мм гаубиц. О гибели этих орудий умалчивает работа японского морского генерального штаба, однако, это настолько достоверно, что не вызывает сомнений. Станки для этих орудий были погружены на «Садо Мару» и вместе с этим судном спасены »

-22

Шестой поход (15 — 20 июня 1904 года).Шестой поход начался 15(28) июня выходом всех сил Владивостокской эскадры-помимо трех крейсеров вышли транспорт "Лена" и 8 номерных миноносцев.Миноносцы должны были нанести удар по Гензану,а крейсера-по району активных японских перевозок у островов Росс.Если миноносцам удалось нанести удар по Гензану,хотя и потеряв один миноносец из-за аварии,то крейсера были обнаружены и около 18-00 1 июля,встретив на горизонте дымы отряда Камимуры ,вынуждены были лечь на обратный курс.Преследующие японцы смогли сократить расстояние только до 66 кбт и открыли огонь(как пояснял Камимура-для оповещения окрестных японских судов),естественно,без результата.С наступлением темноты русские крейсера были атакованы двумя отрядами миноносцев,но отбились.Зафиксированы были попадания,а Безобразов даже хвалился двумя потопленными миноносцами.Японцы традиционно молчат о повреждениях.

Отогнанные японские миноносцы направились к основным силам Камимуры,но были встречены ураганным огнем,вспышки от взрывов в ночной темноте с удовольствием наблюдали русские моряки.Японцы сей случай не упоминают.В итоге,несмотря на 2-3 узловое преимущество японцев в скорости,русским рейдерам в очередной раз удалось оторваться от преследования.

А утром нашим крейсерам достался утешительный "приз"-большой английский пароход «Чельтенхэм» с грузом пиломатериалов для японской железной дороги в Корее ,который был отправлен во Владивосток. Осмотр и захват парохода был поручен «Громобою»,чья призовая партия уже довольно быстро и умело справилась с задачей.

-23

Самым же успешным и "громким" стал седьмой,июльский выход ВОК на японские коммуникации.В этот раз целью стали тихоокеанские,внешние торговые пути,по которым воюющую Японию обеспечивали всем необходимым дружественные Англия,США,Австралия и т.д.

Седьмой поход (4-19 июля 1904 года).17 июля крейсеры «Россия», «Громобой» и «Рюрик» вышли из Владивостока и направились к берегам Японии .Цугарский пролив с морской крепостью Хакодате был пройден русскими крейсерами вполне благополучно,хотя и не ночью,как планировалось. Утром 20 июля информация о прорыве русских крейсеров в Тихий океан была получена в Токио.

Первым русским рейдерам попался небольшой японский каботажный пароход «Такасима Мару» (130 т) ,его потопили подрывники с "России". Встреченный следом небольшой японский каботажник «Киодоуниу Мару», на котором было до 50 пассажиров,отпустили благодаря присутствию среди них женщин и детей.

Вечером были встречены две парусные шхуны: «Кихо Мару» (140 т) и «Хокуру Мару» (130 т), с грузом рыбьего тука, жмыхов, соли, соломенных циновок и т. д.Сняв людей,первую расстрелял "Россия",вторую потопили подрывники "Рюрика". Расстрел шхуны оказался непростым делом- из одного 152 мм орудия «России» с расстояния 3-4 кбт было сделано 14 выстрелов чугунными бомбами, из которых 10 легло в цель. «При этом было замечено, что многие бомбы не рвались, а пробивали шхуну насквозь, не разорвавшись… Рвавшиеся снаряды иногда воспламеняли окружающие предметы, но настолько слабо, что начинающиеся пожары потухали сами собой».

Для введения в заблуждение местного населения в рейде поднимались британские кормовые флаги.

-24

В 7 ч. 30 м. крейсера обнаружили и остановили большой германский пароход «Арабия» (4438 т брутто) с ценным грузом , призовая команда с частью экипажа благополучно доставила пароход во Владивосток.Процедура "постановки на баланс" заняла 3 часа.

10(23) июля обнаружилось ,что "Громобой" имеет повышенный расход угля и к времени возвращения у него может остаться угля меньше норматива.Тем не менее решили рискнуть и выйти на южные коммуникации.

На рассвете 24-го еще один ценный приз достался от британского судовладельца- «Найт Коммандер» («Knight Commander»), 1900 г., 4300 т брутто., вез,как оказалось,контрабандные материалы для чемульпинской железной дороги. Остановить его удалось только после четырех выстрелов с "России".Только угля на пароходе было мало и после снятия экипажа,его подорвали.

На всю операцию с «Найт Коммандером» ушло 2 ч. 45 м. Опыт и профессионализм русских рейдеров рос на глазах.

До обеда еще две встреченные парусные шхуны с солью были уничтожены «Громобоем» и «Рюриком»,экипажи их были взяты на крейсера.

-25

Одновременно «Россия» остановила английский пассажирский пароход «Тсинан». На нем было немного контрабандного риса и сахара, но среди пассажиров были женщины.Капитана заставили стравить пар из котлов,чтобы задержать его приход в Иокогаму и отпустили.

От англичан также узнали,что «в Европе ваша эскадра называется эскадрой-невидимкой».

-26

25 июля в 2 ч. 30 м., эскадра встретила германский пароход «Теа», шедший во Внутреннее море с грузом около 1400 т рыбьего тука и рыбьего жира.Из-за недостатка угля пароход было решено затопить.Но заряды не смогли затопить пароход ,груз держал его."Рюрик" получил приказ добить его артиллерией,на что при усилившемся волнении ушло около 6 часов времени(с осмотром) и около 75 снарядов 120, 152 и 203 мм калибра. К тому же последующие разбирательства в призовых судах установили ,что контрабанды на борту не было,а зафрахтованный пароход совершал внутрияпонские перевозки.

Еще не добив "Теа" русские обнаружили английский океанский пароход «Калхас» в 6748 т брутто со сборным грузом,в т.ч. и японской контрабандой- мука, хлопок, брусья и разные машины. Также на боту была обнаружена служебная и секретная переписка японских дипломатических представителей, адресованная в министерство иностранных дел в Токио. На всякий случай Иессен посадил на пароход призовую команду и отправил во Владивосток-разбираться.

Дефицит угля заставил русскую эскадру на этом завершить поход и возвращаться через тот же Цугарский пролив.Были уже планы жечь палубу или брать десантом ближайший японский порт с угольными складами.

-27

Однако Камимура здесь просчитался-вместо северных проливов он караулил русские крейсера под Шантунгом,опасаясь их прорыва в Порт-Артур и на японские войсковые коммуникации.

Во время прохода мимо Хакодате в пределах видимости ,но вне зоны обстрела Эскадру сопровождали ветераны японского флота- крейсер 3 класса «Такао» (1888 г, 1800 т, четыре 152-мм пушки) ,3 миноносца, рангоутное учебное судно «Мусаси» и еще 4 небольших судна.Зато у них были громадные стеньговые флаги с изображением восходящего солнца-видимо,их основное вооружение.

В официальной японской истории- «Такао», крейсеруя в виду их, старался завлечь их в пределы обстрела береговых батарей » , «Русские .... видели наши суда «Такао», «Мусаши» и миноносцы, но, ожидая быть может встретить в Японском море нашу эскадру, не хотели попусту расходовать снаряды».

В 16 часов 1 августа отряд отшвартовился на бочках в Золотом Роге. Июльское 16-суточное крейсерство обошлось «без потерь в людях, а равно без одной человеческой жертвы на уничтоженных или взятых призах». Море на время опустело, а жизнь в японских портах замерла. Крейсерами было пройдено 3078 миль, расход топлива на «России» – 2133 т, на «Громобое»- 2150 т. Угольные ямы этого крейсера были близки к их полному опустошению.

Июльский рейд получил самый эффектный пиар ,чему способствовало одновременное успешное рейдерство в Индийском океане вспомогательных крейсеров «Днепр» и «Рион».

-28

Немецкая оценка июльского рейда- «Островное японское государство, людские силы которого частично были связаны войной, у которого был затруднен благодаря этому выпуск промышленной продукции, чье финансовое положение было сильно напряжено, должно было очень болезненно реагировать на каждое препятствие его морским сообщениям. И в этом отношении там еще до войны были приняты некоторые меры. Еще в 1903 г. ввоз, например, сырого хлопка из США, настолько поднялся, что в стране образовались значительные запасы для поддержания этой отрасли промышленности без перебоев. После того как действия Владивостокских крейсеров привели к ограничению ввоза, и в этой отрасли почувствовалась недостача.

В августе 1904 г. ввоз хлопка упал до 1/5 доли нормального, так что торговая палата в Токио обратилась к министерствам иностранных дел и внешней торговли с просьбой о помощи».

Одна из английских газет вынуждена была отметить: «Крейсерство Владивостокского отряда — наиболее дерзкое предприятие из всех проделанных русскими. То, что их кораблям удалось скрыться от эскадры Камимуры, возбудило общественное мнение в Японии»

19 июня 1904 г. разъяренные патриоты сожгли квартиру Камимуры ,японские газеты наполнились карикатурами на него.

-29

Следующий ,восьмой поход ВОК не был связан с рейдерскими задачами и закончился боем 1 августа и гибелью "Рюрика". Это предмет отдельной статьи.

После этого отряд уже никогда не смог восстановить свои возможности. "Громобой"преследовали аварии и он ненадолго выходил из ремонтов,"Богатырь" до конца войны так и не вернулся в строй.

25 апреля(8 мая) 1905 года "Россия" и "Громобой" совершили еще небольшой набег на Хоккайдо и потопил там шхуны «Яйя Мару», «Сенрио Мару» , «Койо Мару» и «Хокузей Мару» (Yaya-Maru, Senrio-Maru, Koyo-Maru и Hokuzey-Maru).

-30

Самыми удачными походами ВОК стали апрельский,июньский и, особенно, июльский.Набравшись опыта,русские крейсера стали действовать более умело,активно использовать погоду ,свое преимущество в мореходности,без труда уходя от преследований Камимуры. Конечно ,отставание по скорости "Рюрика" и повышенный расход угля на "Громобое" создавали ,конечно,неудобства,но не были критичны. Больше влияло отсутствие угольных станций на пути.Постепенно нарабатывалась и "лихость" набегов.

Особо надо отметить гуманное и джентльменское поведение русских крейсеров,избегавших и ненужных жертв и потерь среди мирного населения.

-31

Всего русскими рейдерами было потоплено и захвачено:

Пароходы:1."Kaun Maru" (36 брт),2. "Hagionoura Maru" (219 брт),3. "Takashima Maru" (318 брт),4. "Goyo Maru" (601 брт),5. "Nakonoura Maru" (1084 брт),6. "Izumi Maru" (3 229 брт),7. "KinshuMaru" (3 853 брт),8. "Hitachi Maru" (6 175 брт)-всего 8 паровых судов общим водоизмещением 15 515 брт. -около 2 % от довоенного японского торгового тоннажа.

Парусники:1. "Seiyei Maru" (69 брт),2. "Hoksei Maru № 2" (91 брт),3. "Ansci Maru" (105 брт),4. "Seisho Maru" (122 брт),5. "Hachiman Maru" (130 брт),6. "Fukuji Maru" (130 брт),7. "Kiho Maru" (140 брт),8. "JizniMaru" (199 брт),9. "Hachiman Maru № 3" (204 брт)-всего 9 парусных судов общим водоизмещением 1 190 брт.

     Кроме того , крейсера потопили три войсковых транспорта ("Kinshu Maru", "Izumi Maru" и "Hitachi Maru") и еще один ("Sado Maru" в 6 226 брт), тяжело повредили.

"Нейтралы" рассчитались за контрабанду двумя потопленными (английский и германский) и четырьмя призовыми пароходами.

Владивостокский отряд крейсеров, трижды уходил от противостоящего ему отряда адмирала Камимуры,несмотря на формально меньшую скорость.

Опыт владивостокских рейдеров был тщательно изучен в Германии,которая на его основе в первую мировую войну вела довольно успешную борьбу с британским флотом.

-32

С гибелью «Рюрика» рейды Владивостокского отряда крейсеров практически прекратились. Согласно приказа из Главного морского штаба:

«Корабли Владивостокской крейсерской эскадры следует сохранить для второй эскадры. Крейсерские операции с риском новых повреждений следует избегать»

2 мая 1905 года, за несколько дней до Цусимского сражения, «Громобой», выйдя в море для испытания радиотелеграфа, подорвался на мине и стал на ремонт до конца войны. «Россия» осталась одна и до конца войны участия в боевых действиях больше не принимала.

-33
-34

Несмотря на то ,что концепция крейсерской войны справедливо критикуется( как и любая моноконцепция,она не может выиграть войну),но в данном случае считаю,что возможности крейсеров на тихоокеанском театре военных действий были использованы лишь на пару процентов.

Даже не касаясь вопросов кораблестроительной политики,наличие во Владивостоке более сильной крейсерско-миноносной эскадры позволило бы кардинально изменить ситуацию на море и на суше. Естественно при активной деятельности- два-три отряда по три крейсера,эксперименты с малыми крейсерами для этих целей,бригады эсминцев с базами,вспомогательные крейсера Доброфлота... против Британии это было невозможно,а для Японии могло и сработать.

Благо ,у наших кораблей было большое преимущество- « Очень большой запас угля и прекрасная мореходность составляют исключительные преимущества наших крейсеров, для приобретения которых были сделаны значительные уступки»… «продолжительность плавания и мореходность должны быть использованы в возможно большей мере». ( Скрыдлов в предписании Иессену ). А на маневрах по океанской акватории в погоне за рейдерами японцы и без боя потеряли бы несколько своих хлипких крейсеров,что и случилось,правда позже,в мирное время.

Подробностями операций владивостокского отряда мы обязаны прекрасной монографии участника тех походов и будущего советского контр-адмирала Все́волода Евге́ньевича Его́рьева,сына погибшего при Цусиме командира "Авроры".

Создание "Громобоя"-ТУТ.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.