Классическая литература это произведения, которые строятся по схеме: вступление, затем конфликт и развязка. В более широком смысле - это произведения, которые актуальны всегда. Итак встречаем, классическое произведение - повесть Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».
Начнём с того, что Гофман для мировой литературы, это как Пугачева для отечественной эстрады. Все или восхищаются, или ругают, а сил сделать что-то подобное просто нет. Сюжет повести же откровенно сказочный: рождается уродливый карлик- Цахес, а через несколько лет его случайно встречает фея и, причесывая его волосы, отпускает дар- нравится людям. Любое дело, совершенное рядом с ним и вызывающее восхищение, приписывают ему. Когда же, наоборот, уродец-карлик делает мерзкие вещи, то винят всех вокруг, кроме него. Понятно, что вскоре находится герой, который эту магию рассекречивает и Цахес прячется, а затем случайно умирает.
Теперь важные моменты: Определенная категория людей видят в нем всегда только КАРЛИКА.
Когда же чары спадают и люди прозревают, видя негодяя, то искренне не понимают, что ж заставляло их слушать уродца. Он же тупой карлик! Но потом Цахес умирает... и люди огорчаются. Смотрите, какой он хорошенький в гробу лежит, какой маленький.
А теперь момент, почему сказка актуальна на все времена. Малограмотный Джугашвили, в прошлом грабитель, втирается в доверие к Ленину, меняет имя на звучный псевдоним Сталин, активно уничтожает всех грамотных специалистов (а затем и не грамотных). И, наконец, после смерти вождя кто-то вспоминает, что ЗАТО у Сталина была всего одна шинель.
⠀
Конечно, Гофман не в том гений, что в 19 веке предугадал появление культа личности. А в том, что подчеркнул последовательность действий: культ-прозрение-но все равно почитание. С живыми не боремся, потому что нет сил, а с мертвыми, потому что не видим смысла. А история идёт вперёд. И ничего не меняется.
В прекрасном политическом сериале «Куклы» (который закрыли в начале 2000х) обыграли этот литературный сюжет. Фея - Березовский, а вот кто Крошка Цахес я не пойму.