Сказки не умирают. Они не уходят из нашей жизни даже с наступлением, так называемого, "взросления"... да и что это за процесс такой - отдельный и спорный вопрос, в который нет смысла здесь особо-то вдаваться. Наверное, у каждого в детстве были какие-то любимые сказки или истории, которые чем-то цепляли, заставляли фантазировать, рисовать целые миры внутри собственной головы и на уроках творчества в детском саду и школе. Задай себе вопрос, на каких героев ты равнялся, какими героями восхищался и вдохновлялся, когда был мелким (мелкой), и попробуй поразмышлять о том, что стало с этими героями внутри тебя сегодня.
Многие взрослые уже смутно помнят те истории, которые жили внутри них в детстве, а тем более, мало кто задумывается о том, как эти истории продолжают жить в нас, когда мы вырастаем (физически как минимум). Совсем недавно я вспомнила старую сказку, которая при прочтении никогда особо на меня не производила впечатления, но увиденные образы из старого фильма 1939 года, режиссером которого по случайности оказался Виктор Флеминг (до него назначались 3 режиссера, но все они покинули проект), глубоко цепляли мое детское нутро, проникли в него, оставшись жить там своей жизнью. Речь идет о фильме-мюзикле "Волшебник страны Оз".
Этот величайший, без преувеличения, мюзикл был отмечен Оскаром за лучший саундтрек к фильму “over the rainbow” и лучшую музыку, написанную Гербертом Стотхартом. Работа, проделанная над фильмом Флемингом, помогла отойти от классического, для того времени, представления о мюзикле, где музыкальные номера могли спокойно не соответствовать разворачивающемуся сюжету, а носили исключительно аттракционный характер, то есть — не давали публике заскучать. У Флеминга каждый музыкальный номер - это часть сюжетной линии, а также способ обогатить характеры персонажей. Стоит отметить, что этот проект стал одним из самых дорогостоящих для студии MGM и вообще для того времени (а ведь это был 1939 год!). Золотой век Голливуда - понятие весьма растяжимое во времени, но сам жанр мюзикла является весьма значимым для него. Флемингу удалось создать больше чем просто музыкальную сказку, носящую исключительно развлекательный характер, хотя при просмотре этого фильма сегодня, многие могут испытывать отвращение от обилия пестроты и искусственности, которыми наполнен этот фильм. Режиссер действительно не использовал ни одного живого дерева и растения для постановок. Но почему этот фильм настолько велик? Почему он вдохновлял и вдохновляет по сей день великих режиссеров, в списке которых Дэвид Линч, Питер Джексон ( трилогия “Властелин колец” 2001-2003 г.), Уолт Дисней (“Алиса в стране чудес”, 1951)?
Для начала стоит отметить, что эстетика, которую содержит мюзикл является отражением того представления о прекрасном, которое присутствовало в тот период золотого века Голливуда, в частности у конкретного режиссера. Сейчас я говорю о совершенно обобщенных вещах, и из этого не следует, что все фильмы того периода, сделанные в Голливуде, обязаны были пестрить яркими цветам, инфантильностью и бутафорией. Но представление об отражении красоты с помощью технических возможностей в определенном смысле доминировало над естественной природной красотой. Конечно, в первую очередь кино являлось мощным инструментом развлекательной индустрии, и способ воздействия на зрителя через цвет - был чем-то новым для полнометражных фильмов. Цвет оказывал невероятное воздействие, не зря Германия в период перед Второй мировой войной вкладывала огромные средства в кинематограф для развития идеологического и не только цветного кино, которое не должно было быть хуже, чем в Америке. Каждый искусственный цветок, каждый элемент декорации в «волшебнике страны Оз» - это своего рода апофеоз техническим достижениям кинематографа и творческой силе человека, которая способна воплотить в жизнь красоту возвышенного, сказочного мира и снов.
История в фильме разворачивается в Канзасе (здесь я не буду говорить о соответствиях и не книге Лаймена Баума), где проживает сирота Дороти со своей тетей Эн, дядей Генри и собачкой Тотто. Канзас - это место, в котором Дороти не может чувствовать себя полноценно счастливым и беззаботеым подростком из-за проблем с соседкой, стремящейся к выплеску своей злобы на всю семью Дороти, и в первую очередь на Тотто, из-за стремления к большей свободе и мечтательности. С того момента, как тетя Дороти предлагает ей поискать “someplace where there isn’t any trouble” начинается ее приключение в волшебную страну, хоть смерч еще «не уносит» ее из Канзаса. Самое главное, что все сцены, снятые в Канзасе - являются черно-белыми, в цвет зритель попадает тогда, когда в волшебную страну попадает Дороти. Она открывает дверь своего дома, тогда как для зрителя открывается дверь в другой мир - наполненный цветом и новой магией. Стоит задуматься над тем, какой восторг и какие впечатления мог получить зритель в 1939 году, познакомившись с этим фильмом на большом экране.
Эта сцена вводит зрителя через метафору и образ двери в волшебный мир фантазии, которую создал режиссер. Экран в кинотеатре трансформируется из динамичного изображения-картинки в портал, через который можно последовать за героем, переживая сходные с ним чувства.И действительно, зритель, который поражается цветному изображению,созвучен персонажу Дороти, которая точно также в этот момент испытывает необычайный трепет от увиденного и произошедшего с ней. Актриса Джуди Гарленд действительно потрясающе смогла передать детские, наивные, но бесконечно искренние эмоции, и несмотря на их утрированность, мы не находим в ней фальши, скорее - находим внутри себя ту же детскую искренность и отзывчивость. Важнейшим для меня примером взрослого, который смог восхитится этой историей, сохранив это восхищение в своем творчестве, является Дэвид Линч.
В какой-то момент бросив работу над “Твин Пиксом”, Дэвид посвятил все свое время картине, которая принесла ему золотую пальмовую ветвь - “Дикие сердцем”, 1990 года.
Кино, как и человек, естественным образом вырастает из каких-то историй, и “дикие сердцем” это действительно сказка для взрослых, рассказанная необыкновенным художником. Прямых цитат и отсылок в фильме Линча на “волшебника страны Оз” огромное количество. В центре сюжета - девушка Лула(любимая актриса Линча - Лора Дерн), которая внешне может нисколько не напоминает Дороти, но тем не менее также является носителем трагической судьбы, хоть и другого порядка: в детстве Лула была изнасилована партнером своего отца по бизнесу, отец Лулы сгорел заживо, а ее мать готова пойти на убийство ради того, чтобы разлучить Лулу с ее любимым - Сейлором, которого играет Николас Кейдж. Часто Луле мерещатся образы злой колдуньи, которая является ее матерью, и смысл этих полусознательных видений, раскрывается зрителю ближе к концу, несмотря на то, что мы сразу видим атрибуты ведьмы у Мариэтты, такие как волшебный шар, длинные яркие ногти, смех, а также попытка скрыть свою внутреннюю сущность за образом “розовой блондинки” - последнее Линч добавляет для отражения трансформации персонажа к моменту раскрытия тайны в сюжете.
Мир Лулы - это мир жестокости и страха, инверсия волшебной стране, но он наполняется любовью и смыслом, когда рядом с ней находится Сейлор. После очередной постельной сцены, коих немало в фильме, Сейлор и Лула лежат рядом в кровати, и Лула говорит ему: “Иногда, когда мы занимаемся любовью, ты уносишь меня далеко-далеко по ту сторону радуги”. Вот так мастерски Линч превращает обычные эротические реплики в отсылку к важному для него тексту.
Бегство Лулы и Сейлора - это тот же путь по желтой дорожке из кирпичей, только по желтой разметке шоссе (кстати в фильме она действительно желтая), и в момент, когда Лула снова сталкивается с детскими страхами, возможностью изнасилования, она точно также, как и Дороти, стучит о каблучки своих красных туфель,как будто надеясь оказаться рядом с Сейлором, единственным комфортным для нее месте в этом мире.
Но наверное, для зрителя “диких сердцем” все, что происходит в фильме, не кажется еще настолько странным, как сама концовка, где сказочный флер уже совершенно затмевает какие-то реалистичные интерпретации, пытающиеся обосноваться в голове зрителя. Образ розовой доброй феи (Лора Палмер Шерил Ли, который является Сейлору после того, как он получает по голове от парней с улицы, совершенно точно представляет собой мощнейший референс к Флемингу, а также отражает веру в добро и любовь, которые однозначно выражает идея фильма и задвигает сам Линч в своих интервью, когда говорит о практике трансцендентальной медитации.
Вспомним, что Дороти в “волшебнике страны оз” также оказывается дома с ушибом головы, и лежащая на своей постели в окружении всех ее близких приходит в себя, но продолжает верить в реальность всех тех событий, которые с ней произошли. Та сила, которой обладает фантазия, способна не только погружать в новые и прекрасные миры, но и воспитывать в человеке ум, доброту и храбрость. Эти же качества обретают и герои “диких сердцем”, и Сейлор, встретившись с тем миром,который он никогда не понимал в Луле, но который так его влек к ней, обрел внутри себя храбрость вернуться к своей любимой после слов волшебницы. Линч через иронию и воскрешение старой доброй сказки создает хэппи энд, который достигается через катарсис от фильма. Несмотря на то, что история Линча - это взрослая сказка, в которой много насилия, откровенных сцен, нецензурной брани, она укоренена в простой детской истории, к которой можно вернуться взрослому, пройдя через серьезные вопросы и трудности внутри самого себя.
Вот так сказки могут продолжать жить во взрослой суровой жизни, где на пути «дорожки из желтого кирпича» помогут лишь те силы, которые больше всего довлели над нами в детстве.
P.S. Смысл картинки-заставки в том, что некоторые фанаты группы «Pink Floyd» убеждены, что альбом «Dark side of the Moon» был синхронизирован с фильмом «Волшебник страны Оз». На самом деле это не так, но фанаты создали свою версию фильма, где вся звуковая дорожка занята легендарным альбомом :)