Найти тему
Эйдос

Проблема отчуждения от образования

А.В. Хуторской, д.п.н., Институт образования человека (Москва)

Одна из главных проблем современного образования – отчуждение человека от образования, – того, которое предлагается ему существующей системой. В результате отчуждения подавляются субъектные начала личности – целеполагание, самовыражение, самореализация. Проблема отчуждения человека – философская, её исследовали Г. Гегель, Л.Фейербах, К. Маркс, Э. Фромм, М. Хайдеггер, Ж.-П.Сартр и др.

Педагогически проблема отчуждения человека от образования выражается в формализме системы образования, преобладании внешних требований над внутренними, пренебрежении потребностями, мотивами, спецификой обучаемых. В условиях отчужденного обучения удовлетворяются потребности не столько ученика, сколько других людей, планирование и целеполагание деятельности осуществляют одни, а непосредственное исполнение осуществляют другие, контролируют качество исполнения третьи. Вместо продуцирования человеком знаний ему приходится усваивать предлагаемую информацию о чужих знаниях. Как результат – доминирование исполнительства над самодвижением, скука, лицемерие, списывание, учёба ради сдачи экзаменов, утрата веры в изменение системы.

Причины отчуждения в образовании: смыслоутрата, т.е. лишение ученика личностных смыслов; утрата субъектности – потеря ученика как активного творца своего образования. Отчужденный от образования человек не видит смысла в том, что он делает, не имеет личной заинтересованности в обучении. Отчуждение от обучения – одна из причин появления педагогически запущенных подростков, массового оттока из школ на семейное обучение (в 2016-2017 уч. году в форме семейного образования обучались 8,5 тысяч детей, а в начале 2019-2020 уч. года их стало уже 100 тыс.), нежелание обучаться в старших классах (в 2018 и 2019 гг. 50% выпускников 9-х классов не пошли в 10 класс).

Особенно ярко проблема отчуждения проявилась в апреле-мае 2020 года в связи с вынужденным дистантом – переводом всех образовательных учреждений на дистанционное обучение из-за карантина. По мнению некоторых исследователей, дистанционное обучение способно преодолевать отчуждение. Однако опыт нынешнего дистанта лишь обнажил проблему отчуждения, в основе которой – существующая очная система образования. Управленцы и педагоги попытались перенести в дистант те же принципы, которые действовали в очной системе образования, но это не удалось. Возник шквал негодования – со стороны педагогов, родителей учащихся. Сами ученики в большинстве своём восприняли дистант как возможность скрыться от предъявляемых им требований. Многие посчитали происходящее недостатками дистанционного обучения. Однако анализ показал, что это не дистанционное обучение плохое. Дистант вскрыл формальную сущность существующего образования. Именно система образования проявила себя негативно.

К. Маркс считал, что с возникновением отчужденности человека от результатов его труда появляется проблема принуждения человека к труду. Аналогично происходит сегодня с учебным трудом – он становится принуждением. Различные ВПР, ОГЭ, ЕГЭ принуждают ученика не создавать личностно значимые образовательные результаты, а выполнять заданные системой требования. Принудительный характер обучения приводит к отчуждению от него ученика. Большинство педагогов, а также и родителей, диагностируют отсутствие у учащихся мотивации учения. Оно объясняется тем, что учащиеся не обладают самостоятельностью в своих действиях: им навязывают цели, содержание и методы обучения, задают внешнюю систему контроля. Учитель организует деятельность на уроке по собственному плану, ставит свои цели и задачи и всеми имеющимися средствами побуждает и принуждает к достижению своей цели. Школьники на таких уроках не видят смысла учения, не осознают своих перспектив. Мотивы к учению замещаются мотивами ответственности, социальной необходимости и принуждения: «ты должен», «обязан».

Отчуждение школьников проявляется не только в снижении интереса к обучению. «Давая» детям знания (на самом деле – не знания, а информацию), заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием детей учиться, отчуждением от школьного обучения, гиперболизацией формальных ценностей образования (получение отметки, сдача экзаменов, поступление в вуз).

Решение проблемы отчуждения от образования мы видим в самореализации человека. С этой целью в Институте образования человека ведутся исследования, проводятся конференции, курсы, организуются проекты для школ, издаются журналы, книги.

Институт образования человека
Институт образования человека