Найти тему
МОСГОРТУР. Музеи

Жизнь Айседоры Дункан в Москве в фотографиях и воспоминаниях. Часть I

Оглавление
Айседора Дункан. Источник: Mos.ru
Айседора Дункан. Источник: Mos.ru

Айседора Дункан приехала в РСФСР в 1921 году по приглашению наркома просвещения Анатолия Луначарского. Известная танцовщица, которую боготворили во всем мире, не исключая Страны Советов, занялась здесь созданием школы свободного танца. Дункан представляла себе тысячу танцующих девочек в просторных теплых залах. Она не сомневалась, что правительство поможет решить любые проблемы, в том числе и финансовые. Но в разоренной после революции стране это было невозможно.

Сегодня историю школы Айседоры Дункан хранит Московский государственный музей С.А. Есенина.

«Школа босоножек»

Особняк по адресу: улица Пречистенка, дом 20 на несколько лет стал местом постоянной прописки школы Айседоры Дункан. Узнав, кто жил в доме до нее, Дункан рассмеялась: «Кадриль, меняемся местами». Бывшей владелицей здания оказалась балерина Большого театра Александра Балашова, которая после революции эмигрировала из России в Париж и купила там дом, ранее принадлежавший Айседоре.

В первый год работы в «Школу пластического танца Айседоры Дункан» пришли сорок учениц от четырех до 10 лет — гораздо меньше, чем было в планах основательницы.

«В трудные для страны дни она открыла школу-пансионат для детей рабочих и крестьян, приобщая их к труду, к учебе, к миру прекрасного. В школе воспитывали чувство коллективизма, прививали навыки опрятности, обеспечивали питанием и одеждой», — писал о Дункан советский театровед Виктор Тейдер.
Айседора Дункан с учениками в танцевальной школе. 1921 год. Источник: Московский государственный музей С.А. Есенина
Айседора Дункан с учениками в танцевальной школе. 1921 год. Источник: Московский государственный музей С.А. Есенина

Обучение танцу по методике Айседоры Дункан начиналось с освоения самых простых элементов, прыжков, марша, бега и ритмичной ходьбы. День воспитанниц был полностью расписан: пластическая гимнастика, плавание, языки и, конечно, общие предметы. Курс обучения был рассчитан на семь лет. Первый этаж школы был отведен под учебные классы и тренировочные залы, а второй — под спальни.

Воспитанницы, одетые в алые туники и хитоны, танцевали босиком — так что учреждение быстро прозвали «школой босоножек». Алый был любимым цветом Айседоры и часто присутствовал в ее сценических костюмах. Это особенно заметно по выступлениям после 1917 года: проникшись коммунистическими идеями, она размахивала красным шарфом и прямо со сцены заявляла: «I am red» («Я — красная»). Хитоны и туники помогали воссоздать атмосферу античного танца, в котором Дункан всегда искала вдохновение.

Айседора Дункан с учениками. Источник: Московский государственный музей С.А. Есенина
Айседора Дункан с учениками. Источник: Московский государственный музей С.А. Есенина

Нетанцевальные трудности

Обучение девочек и содержание школы полностью легли на плечи ее основательницы. Родители воспитанниц за занятия не платили, рассчитывать на государственную поддержку тоже не приходилось, и в итоге Дункан столкнулась с серьезными финансовыми трудностями. Продуктами школа могла обеспечить себя сама — после классов великая Айседора вместе с ученицами отправлялась во двор, где были разбиты овощные грядки. Сложнее было найти средства на одежду и хозяйственные нужды.

Дункан понимала, что деньги на реализацию своей мечты придется заработать самой, и в 1922 году отправилась в турне по США и Европе. Вместе с ней был и Сергей Есенин. Они познакомились в 1921 году в мастерской художника-авангардиста Жоржа Якулова, и между ними мгновенно вспыхнула любовь. Есенин стал ее первым и единственным супругом.

Во время зарубежных гастролей школой занималась Ирма Дункан — единственная из шести усыновленных Айседорой учениц, отправившаяся вслед за матерью в красную Россию. Девушка решала административные проблемы и параллельно вела занятия. Ей помогал секретарь и переводчик Айседоры Илья Шнейдер, который позже стал супругом Ирмы.

Айседора Дункан с Сергеем Есениным и дочерью Ирмой. 1922 год. Государственный музей С.А. Есенина.
Айседора Дункан с Сергеем Есениным и дочерью Ирмой. 1922 год. Государственный музей С.А. Есенина.

Дункан и Есенин вернулись в Россию в 1923 году. От вчерашней страсти не осталось следа. Их брак не выдержал испытания славой. За границей Есенин оказался не великим русским поэтом, а просто «русским мужиком, мужем знаменитой, несравненной, очаровательной танцовщицы Айседоры Дункан» — этот вольный перевод фразы из нью-йоркской газеты он приводит в письме к Всеволоду Рождественскому. Поэт крепко запил и вымещал свое недовольство на жене.

Приехав в Москву, Дункан в сердцах бросила Шнейдеру:

«Я привезла этого ребенка на родину, но у меня нет более ничего общего с ним».

Через год она уехала из страны. Поначалу планировала привести в порядок дела в Европе, забрать вещи и вернуться, однако в действительности так и не приехала в Россию.

Материал был подготовлен редакцией МОСГОРТУРа и впервые опубликован на портале Mos.ru

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе новостей московских музеях!