Найти тему
Христианские мысли

Вменённая праведность

Источник фото: Яндекс-картинки
Источник фото: Яндекс-картинки

"От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1-е послание к Коринфянам 1:30)

См. также Послание к Римлянам 4:1-25.

Среди богословов бытует такое понятие как «вменённая праведность», основанное на истории о том, как Авраам поверил Богу, и Бог вменил ему это в праведность (Быт.15:6).

На основании этого факта апостол Павел утверждает, что "не в отношении к нему одному (Аврааму) написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим.4:23-25).

Кроме понятия «вменённая праведность», отдельно и как бы в противопоставлении вменённой праведности существует также понятие «фактическая праведность», само противопоставление которого предполагает, что «вменённая» праведность фактической не является. Предполагается, что Господь как бы объявил нас праведными, не обращая внимание на несоответствие действительности, дал нам то, чего нет, фактическую же праведность нам нужно выработать в себе самостоятельно через само-освящение. 

Однако, я не могу принять, что Бог выдаёт чёрное за белое, занимаясь внушением или самовнушением. Соломон в книге Притч писал, что "оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом" (Прит.17:15). Назвать нечестивого праведным - это мерзость, невозможно даже помыслить о том, что Бог такое совершает. Следовательно, если Он всё же такое говорит, то это значит, что человек стал праведным фактически, а не номинально.

Всё, что Бог нам дал и даёт - существует де-факто, а не только в богословии как "фикция мозговой субстанции". Слово "оправдал", неоднократно упоминаемое в Новом Завете по отношению к верующим (Рим.8:30, 1Кор.6:11), означает "сделал праведными", а не просто "записал как решение суда".

От чего же появилось противопоставление вменённой праведности и фактической? Очевидно, оно появилось от того, что мы не видим фактической праведности в самом себе. А почему не видим? Потому что ищем не в том месте. Как говорится, «очень трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, но это становится особенно трудным, если её там нет».

Искать фактическую праведность в самом себе бессмысленно, так как её там нет, более того – её не будет там никогда в принципе, включая вечность, иначе слова Христа "никто не благ, как только один Бог" (Мф.19:17) однажды перестали бы быть истинными, что невозможно. 

Ключом к разгадке дилеммы вменённой-фактической праведности являются слова апостола Павла "уже не я живу, но живёт во мне Христос" (Гал.2:20). Эти слова означают, что Сам Христос объективно живёт в верующем человеке, причём не в дополнение к его "я", а вместо него.

Соответственно, даруемая Богом праведность - не наша собственная, а праведность Христа, живущего нами.  Фактически, Бог не просто вменил нам праведность саму по себе, а родил Христа внутри нас, и вместе с Ним дал нам всё, что присуще Христу. Он сделал это фактически, а не номинально. Сам Христос, живущий в нас и через нас, "сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор. 1:30).

Именно эта внутренняя замена нашего "я" на Христа, осуществленная Самим Богом посредством смерти и воскресения Христа, является одновременно рождением свыше, искуплением, оправданием, освящением и т.п.

Быть праведным можно только живя Христом, а не самим собой. Соответственно, рост в праведности - это исполнение слов Иоанна Крестителя: "Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин.3:30).