Легенды пещеры Шульган-Таш. Часть 3.
В народных преданиях озеро Шульган часто упоминается как место рождения чудесного коня. Так, в сказании «Акхак Кола» появление вожака стада Акхак Кола описывается следующим образом.
«К озеру Шульган в одно и то же время приходила жеребиться кобылица из того табуна, что вышел из шульганской породы – с мышиным хребтом. Люди подстерегли ее здесь, но им удалось поймать только жеребенка – кобыла обратно нырнула в озеро, но при этом жеребенок стал хромым и его имя «Акхак Кола», т.е. хромой буланый конь. Этот - то жеребенок и положил начало новому табуну».
С озером Шульган связано действие и другого широко распространенного сказания «Кунгыр Буга». Якобы в этом озере батыр Минэй находит пропавшую дочь старика и старухи, которую похитил Водяной – хозяин озера. Батыр спускается в подводное царство, срубает все семь голов чудовищу и выводит на землю девушек, людей и скот.
По мнению современного исследователя этой пещеры Вячеслава Котова, он, опираясь на многочисленные легенды и сказания связанные с пещерой Шульган-Таш и его озером, говорит: невольно принимаешь их как место, предназначенное для зарождения и продолжения жизни.
Существует немало и других легенд и сказаний, связанных с этой уникальной пещерой. В одной из них говорится, что в былые времена в ней жили какие-то особые люди, совершенно не похожие на нас. Они были очень богаты, сеяли хлеб и имели множество разнообразного скота. Другие легенды олицетворяют с ней потусторонние силы.
Есть и более «земные» сказания. Например, по словам П.И.Рычкова, башкиры во время своих войн и восстаний против царских помещиков стягивали сюда свои семьи и скот. При возникшей опасности скот загонялся в нижний этаж пещеры, а женщины, дети и старики уходили на верхний этаж. А уж о том, что пещера являлась конюшней крылатого коня «Акбузата», вроде бы уж, само собой разумеется.
В эпосе «Урал – батыр» говорится о мифическом батыре Шульгене, чье имя дал народ этой гигантской пещере. А говорится там следующее …
«...Уцелевшие после всемирного потопа на безвестном клочке суши, куда не ступала нога человеческая, старик Янбирде – «Дарующий жизнь» и его жена старуха Янбике – «Госпожа-душа» нажили себе двух сыновей: «Старший был Шульген, младший был Урал. Они людей не видели совсем, жили себе вчетвером». Тем не менее, несмотря на это, выросли они на удивление совершенно разными, полярно противоположными по складу характера.
По просьбе отца Шульген и Урал отправляются на поиски родника с живой водой, дарящей бессмертие. Перед ними открываются две дороги: налево - легкая и приятная, ведущая в беспечальное царство повелителя птиц Сам-рау, направо - трудная и опасная, где «на всем пути плач и стенания круглый год, то жестокостью прославленная падишаха Катила страна».
По жребию выпало налево Уралу идти, направо - Шульгену. Не согласился Шульген: «Я ведь старше,- сказал он. - Я налево пойду». И без зазрения совести воспользовался правом старшего. Так разошлись дороги двух единокровных братьев, разошлись по разные стороны добра и зла. Один пошел защищать землю от горя и страданий, другой превратился во врага людей.
Шульген вступил в сговор с сыном кровожадного падишаха Катилы, змеем оборотнем Закумом, чтобы ценою предательства завладеть волшебным посохом и крылатым конем Акбузатом. Много горя принесли Шульген и его сообщники.
Люди, птицы и звери обратились за помощью к Уралу. Он, сражаясь с дивами, убивает Азраку и из его огромного безобразного тела возникает гора Ямантау – «Плохая гора». Превращаются в горы и тела других дивов - помощников Шульгена.
Лицом к лицу сходятся братья Урал и Шульген: «По-разному бились они: Шульген с посохом яростно нападал на Урала, хотел его огнем спалить, хотел ему голову снести. Без всякого страха выхватил Урал свой булатный меч и с яростью большой по волшебному посоху ударил.
Разбился посох на мелкие куски, гром раздался в небесах, исчезло море, озером став, дивы, оставшись без воды, ослабли, лишились сил». Урал побеждает Шульгена, сохраняет ему жизнь, но с условием, чтобы и Шульген, и его помощники дивы, змеи, и прочая нечисть не появлялись больше на поверхности земли, а попрятались в озере Шульгена.
Так в вольном изложении говорится о двух братьях, вошедших своими делами в один из немногих сохранившихся на планете эпосов, ныне внесенным ЮНЕСКО – как всемирное достояние человечества.