Эссе из цикла "Философия тяжёлой музыки", посвящённое альбому «The Furnaces Of Palingenesia» группы Deathspell Omega.
«Бесконечное время протекло, прежде чем я родился, – чем же был я всё это время?» – вопрошает Артур Шопенгауэр. И правда: если у меня есть бессмертная индивидуальная душа, то странно предполагать, что тысячи и даже миллионы лет до моего рождения она просто ждала своего часа. Где, в каком месте? И почему она воплотилась именно сейчас и именно в этом теле? Теория реинкарнации даёт такой ответ: душа не ждала в неведомом укрытии, она непрерывно воплощалась в разных организмах, каждый раз выбирая новый исходя из жизненного пути предыдущего.
Но Шопенгауэра не удовлетворяет этот ответ. Он не верит в реинкарнацию, не верит в бессмертие и даже в индивидуальность души, сохраняющей самотождественность независимо от конкретики воплощения. Ведь тогда наше я не было бы заперто в рамки отдельной земной жизни: мы бы помнили весь долгий путь воплощений и накапливали колоссальный опыт бытия. Но в действительности рождаемся практически «чистой доской» и начинаем формировать себя с нуля, не помня бесконечное время, протекшее до нашего рождения.
Значит, Шопенгауэр материалист и связывает я исключительно с жизнью тела, постулируя уничтожение индивидуальной личности после телесного распада? В этом случае различные я никак друг с другом не были бы связаны, и между индивидуумами существовала бы пропасть. Да и термин «душа» использовать было бы совершенно неправомерно. Но ответ немецкого мыслителя интереснее и оригинальнее: «я всегда был я: именно, все те, кто в течение этого времени называл себя я, это были я». То есть связь есть, но она состоит в наличии до возникновения отдельного я метафизической субстанции, порождающей бесчисленные индивидуальности и уничтожающей их. Так в учении Шопенгауэра возникло понятие палингенезии.
Это понятие происходит от греческих слов, означающих «снова» и «рождение». Поэтому речь идёт не о перерождении одного и того же я, а рождение всё новых я из единой субстанции, которая «ответственна» за появление индивидуальных материальных форм и их дальнейшее разложение. Для Шопенгауэра такой субстанцией была воля, ключевое понятие его философии, изложенной в книге «Мир как воля и представление».
Воля неуничтожима. Она есть и будет. Она остаётся после смерти моего тела и заключённого в нём я, и продолжением существования отрицает бытийный статус Ничто: снова и снова воля утверждает себя, словно говоря «я повелеваю быть». Поэтому часто говорят не просто о воле, а о воле к жизни. Что-то очень важное схватывали участники первого крестового похода, выкрикивая лозунг «Deus Vult», и это не просто фаталистическая максима вроде «На всё воля божья». Это выражение господнего волюнтаризма, повинного в творении всего сущего. Бог мог бы бесконечно довлеть в собственном совершенстве, но он возжелал создать нечто, что не является им самим, и сотворил мир.
Однако Шопенгауэр отрывает волю от Бога как её носителя и субъекта, хотя и человек не является её единственным обладателем. Воля как метафизическая сущность существует сама по себе, а человек – лишь один из способов её объективации, пусть и стоящий на высокой ступени иерархии по сравнению с минералами, растениями и животными. Так воля творит человека с его индивидуальным я, и точно так же все те, кто был рождён раньше, тоже были я. Но вневременная и внепространственная воля реализует себя не только в иррациональном и бессознательном порождении нового в мириадах форм, но и в уничтожении созданного. Как морская вода вздымается волной, но затем разбивается на созвездие брызг, освобождая пространство для следующей волны. Поэтому воля к смерти есть лишь метафизически необходимое дополнение воли к жизни.
Но почему в названии альбома группы Deathspell Omega речь идёт о печах палингенезии? Разве огонь печей – единственный способ уничтожения материальных форм? Не единственный, но символически важный. И здесь мы сталкиваемся с весьма почтенной традицией. Ведь ещё Гераклит говорил, что всё сущее непрерывно обновляется благодаря вечному огню, и называл он это обновление именно палингенезом. А в современной геологии, например, так называют расплавление уже однажды бывших жидкими горных пород: огонь здесь – причина смерти и рождения новых твёрдых форм. Знали о палингенезе и алхимики, которые постулировали возможность нового рождения материи, которая однажды уже была сожжена. На практике палингенез сводился к вопросу о том, можно ли вернуть к жизни пепел, либо субстанция, дарующая жизнь, окончательно гибнет в огне.
По сути дела, символ огня появился в многочисленных видах учения о палингенезе потому, что сгорание есть наиболее полное разрушение материальной оболочки вещи; это такая трансформация, которая кажется бесповоротной и неотменимой. Неспроста геенна огненная – это вовсе не синоним ада, как полагают многие, это место полной и окончательной гибели, в то время как ад – лишь место временного нахождения души, ждущей страшного суда. Новая жизнь после сгорания – это нарушение причинно-следственной связи, поворот вспять стрелы времени, наконец, просто чудо. Поэтому практическое осуществление палингенеза было для алхимиков делом крайне сложным, если вообще возможным.
И всё же для мировой воли Шопенгауэра печи палингенезии не представляют серьёзного затруднения, ведь у неё нет задачи возродить к жизни то, что умерло и сгорело, у неё есть задача породить на том же месте новое из вечного и неуничтожимого первопринципа и бесформенной материи. Поэтому идеология группы Deathspell Omega не предполагает исправления природы человека, она заявляет об уничтожении теперешнего человечества и творении нового, соответствующего становящемуся порядку. «We shall dissolve Man and mould him into a new Shape». Печи палингенезии – инструмент освобождения человека от его собственной свободы, которой он отравлен. Придёт человек, покорный новому Порядку, – именно его сотворит воля как метафизический первопринцип и как достояние тех, кто понял её творческий потенциал и решил им овладеть.
Ведь ещё Ницше ввёл важное уточнение: нужно говорить не просто о воле, но о воле к власти. Уничтожение и порождение форм – биологических, идеологических, социальных и т.д., – есть способ утверждения власти. Путь к новизне всегда проходит через печи палингенезии, запрещающие поворот стрелы времени вспять.