Найти тему
Вижу красоту

Сервиз «Цветущий кобальт» Владимира Городецкого

Владимир Городецкий. Чаша с крышкой из сервиза «Цветущий кобальт». 1968. ЛФЗ. Государственный музей заповедник «Царицыно». Экспозиция декоративно-прикладного искусства СССР в Хлебном доме. 2012 год. Источник: photoshare.ru
Владимир Городецкий. Чаша с крышкой из сервиза «Цветущий кобальт». 1968. ЛФЗ. Государственный музей заповедник «Царицыно». Экспозиция декоративно-прикладного искусства СССР в Хлебном доме. 2012 год. Источник: photoshare.ru

Друзья, предлагаю познакомиться с историей сервиза «Цветущий кобальт» Владимира Михайловича Городецкого, награждённого в 1969 году Серебряной медалью Академии художеств СССР. Этот фарфоровый ансамбль Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова репрезентирует появление новой школы подглазурной живописи и новой декоративной системы росписи окислам и солями металлов.

Крамаренко Л.Г. Владимир Михайлович Городецкий. – Л.: Издательство «Художник РСФСР», 1976. – 22 с., 44 л. ил. – С. 10–11.

Одним из самых значительных произведений Владимира Городецкого в фарфоре является сервиз «Цветущий кобальт». Его можно назвать программным для художника. Сервиз этот впервые появился перед зрителями в 1968 году на выставке «Декоративное искусство СССР» и сразу привлёк внимание многих.

Владимир Городецкий. Чайный праздничный сервиз «Цветущий кобальт». Форма 1968 года. Вариант росписи 1969 года. ЛФЗ
Владимир Городецкий. Чайный праздничный сервиз «Цветущий кобальт». Форма 1968 года. Вариант росписи 1969 года. ЛФЗ

Вокруг него закипели споры: одни считали сервиз Городецкого провозвестником нового, духовно обогащённого направления в советском декоративном искусстве, другие, напротив, увидели в нём нарушение правил современного стиля. Во всяком случае, большинство сошлось на том, что «Цветущий кобальт» ярко отражает черты, характерные для декоративного искусства конца 60-х годов. А медаль Академии художеств СССР, присуждённая Городецкому, поставила этот сервиз в ряд с лучшими произведениями изобразительного искусства.

Владимир Городецкий. Чайный праздничный сервиз «Цветущий кобальт». Форма 1968 года. Вариант росписи 1969 года. ЛФЗ
Владимир Городецкий. Чайный праздничный сервиз «Цветущий кобальт». Форма 1968 года. Вариант росписи 1969 года. ЛФЗ

Когда говоришь о произведении прикладного искусства, всегда с осторожностью употребляешь термин «образ», но при описании сервиза Городецкого хочется начать именно с этого определения: образ цветущей, полной жизненных сил природы возникает перед нами в этом ансамбле фарфоровых предметов. Формы чашек, чайника, ваз напоминают набухшие, готовые расцвести бутоны. Большая чаша – словно усыпанный цветами пышный куст. Рядом маленький отпавший цветок – вазочка. Сочетание крупных плавных форм с ювелирно обработанными мелкими деталями очень тонко найдено художником. Контраст делает вещи особенно выразительными. И, наконец, всё объединяет сочная кобальтовая роспись – большие листья и цветы-розетки оплетают предметы, сливаясь с их округлой формой. Орнаменту словно тесно на форме, и он выходит в пространство, превращаясь в лепной объёмный узор. Это создаёт впечатление полной слитности росписи и скульптурных деталей. Расставленный на столе, благодаря игре крупных и малых форм, их сложному взаимоотношению и плавному перетеканию орнамента, сервиз образует красивый, мажорно звучащий декоративный ансамбль.

Владимир Городецкий. Сервиз «Цветущий кобальт». 1967. ЛФЗ / Герчук Ю. Буря в стакане без дна // Декоративное искусство СССР, 1969. – № 2.
Владимир Городецкий. Сервиз «Цветущий кобальт». 1967. ЛФЗ / Герчук Ю. Буря в стакане без дна // Декоративное искусство СССР, 1969. – № 2.

Спор среди критиков шёл о том, может ли этот сервиз служить бытовым целям, удобно ли из него «чай пить». Были мнения, что укрупнённые формы, хрупкие детали, наличие таких предметов, как большая чаша с крышкой, исключают практическое использование сервиза в жизни, переводят его в ранг «станково-декоративных произведений».

Владимир Городецкий. Сервиз «Цветущий кобальт». 1968. ЛФЗ. Государственный музей заповедник «Царицыно». Экспозиция декоративно-прикладного искусства СССР в Хлебном доме. 2012 год. Источник: photoshare.ru
Владимир Городецкий. Сервиз «Цветущий кобальт». 1968. ЛФЗ. Государственный музей заповедник «Царицыно». Экспозиция декоративно-прикладного искусства СССР в Хлебном доме. 2012 год. Источник: photoshare.ru

Я не хочу ставить под сомнение необходимость и достоинство чисто декоративных произведений из фарфора, стекла или дерева, произведений, которые служат исключительно для украшения интерьера, жилого и общественного, подобно вазам или скульптуре, и подчас несут в себе сложное сюжетно-идейное эмоциональное содержание. Но сервиз «Цветущий кобальт» – произведение иного жанра. Он сочетает в себе яркий художественно-декоративный образ и традиционные утилитарные качества. В нём не нарушена логика бытовой вещи, а нарушено только сложившееся в последние годы представление об утилитарном предмете как сухом, скромном, чисто конструктивном образце.

Владимир Городецкий. Сервиз «Цветущий кобальт». 1968. ЛФЗ. Государственный музей заповедник «Царицыно». Выставка «Искусство большого стиля» в Большом дворце. 2019 год. Источник: segolene-royal.livejournal.com
Владимир Городецкий. Сервиз «Цветущий кобальт». 1968. ЛФЗ. Государственный музей заповедник «Царицыно». Выставка «Искусство большого стиля» в Большом дворце. 2019 год. Источник: segolene-royal.livejournal.com

Да, этот сервиз не для повседневного пользования, тем более не для поспешного завтрака на ходу в кухне-столовой. Это сервиз для праздничного стола, для торжественного чаепития, когда вещь не только служит быту, но и украшает его. И если в идеал нашего общества входит представление, что произведения искусства будут окружать человека в его повседневной жизни, то, может быть, этот большой парадный сервиз есть проектное предложение художника? Пусть пока наша промышленность не в состоянии выпускать массовыми тиражами такую посуду, но творческое воображение художника уже моделирует перед нами красивую художественную вещь будущего.

-8
«Цветущий кобальт // »Михайловская К.И. Цветущий кобальт: Очерки о художественном фарфоре / Памяти Владимира Михайловича Городецкого. – М.: Издательство «Советская Россия», 1980. – 224 с., ил. – С. 97–112.

Молодому Городецкому – будущему маэстро подглазурной живописи – было на что смотреть и что впитывать. И хотя никаких следов влияния Ефимовой на Городецкого нет, вот это «чувство» краски, её богатств и возможностей проснулось во Владимире Михайловиче, быть может, и когда он смотрел на работы Анны Ефимовой.

Анна Ефимова. Блюдо «Шесть апельсинов». 1959. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5876. Источник: hermitagemuseum.org
Анна Ефимова. Блюдо «Шесть апельсинов». 1959. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5876. Источник: hermitagemuseum.org

Эта неистовая душа, этот бушующий горн, эта терпкая, свежая, нахальная живопись с традициями не фарфоровой, старинной, а масляной новой живописи, заставляющая вспомнить наших художников 20–30-х годов. До сих пор работы Ефимовой новы. Приезжают на завод многоопытные немцы. Они знают всё, что относится к фарфору. Они смотрят и не понимают, что это такое.

Говорят, как-то спросили англичанина: отчего у них такие изумительные, ровные газоны – они никогда не вытаптываются. Тот, говорят, ответил: «Это очень просто. Надо раз в месяц стричь газоны. И так триста лет». Я вспоминаю эту побасенку, когда смотрю на вещи завода Мейсен. Там в школе, рассказывал Городецкий, учат подростков писать один и тот же листочек, с одним и тем же наклоном, одной и той же краской год, два, три, пятьдесят, сто, двести лет. Однажды мы поспорили с Борисом Сахаровым: мейсенская чернильница – ручная роспись или шелкография? Сахаров долго рассматривал эту чернильницу, потом решительно сказал: «Шелкография! Голову даю на отсечение, что рукой так не распишешь». Действительно, все цветы и листочки были так тонко и точно покрыты краской, что в этой точности была уже какая-то безжизненность. Ни мазочка, ни лёгкого утолщения или утоньшения краски нельзя было обнаружить даже через лупу. Это была какая-то нерукотворная живопись (т. е. не сделанная руками). Один цветочек с микронной точностью повторял другой. Ни волоска, ни точки лишней. Не мудрено, что искушённый в технике фарфора Сахаров поторопился заложить свою голову.

Люди, взошедшие на недосягаемые высоты в воспроизведении одного и того же наклона и одного и того же утолщения, теряются перед брошенной на фарфор, плавящейся, обжигающей живописью. Они пожимают плечами. Понятной становится мысль Городецкого о том, что, объехав весь свет, он нигде не видел такой живописи, как у нас. Видел роспись, украшающую фарфор, видел форму технически изощрённую, но живописи, способной не украшать, а выражать, не видел нигде.

Владимир Городецкий. Декоративная тарелка «Натюрморт с ананасом». 1968. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Мз-С- 7313. Источник: collections.hermitage.ru
Владимир Городецкий. Декоративная тарелка «Натюрморт с ананасом». 1968. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Мз-С- 7313. Источник: collections.hermitage.ru

Когда Городецкий начал свои первые пейзажи, в них были краски, подсмотренные у природы. Разбелённые, дымчатые тона ленинградских белых ночей. С изменением манеры, с переходом к пышному, орнаментальному, сочному и более отвлеченному от конкретности стилю он испытал нужду и в более богатой палитре.

Владимир Городецкий. Декоративная тарелка «Петровский кораблик». 1968. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Мз-С- 7756. Источник: collections.hermitage.ru
Владимир Городецкий. Декоративная тарелка «Петровский кораблик». 1968. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Мз-С- 7756. Источник: collections.hermitage.ru

Чувство цвета у него становится всё более утончённым. Скользя вдоль коричневых, охристых, рыжих, тёмно-серых и серебристо-серых орнаментальных рокайлей, бесшумно появлялись на тарелках изумрудные и бирюзовые корабли, в синих вазах распустились упругие бутоны звенящих синих цветов, зацвел ярко-розовый, туго спелёнутый шиповник, возникли под глазурью тонко инструментованные то в синей, то в зелёной гамме орнаменты. Однажды он спросил Григория Ефремова, можно ли добиться глубокого чёрного цвета. Обычно чёрную краску делают с окисью урана, но это дорого и вредно. Завод имени Ломоносова получает её из железа, марганца, никеля и других элементов. Добавили в эту краску кобальт и получили нужный художнику тон.

Владимир Городецкий. Ваза «Чёрный орнамент». 1960-е. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Д-С-1698. Источник: collections.hermitage.ru
Владимир Городецкий. Ваза «Чёрный орнамент». 1960-е. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Д-С-1698. Источник: collections.hermitage.ru

Чёрные вещи, рисунок на которых процарапывается по чёрному фону, особенно изысканны. Здесь одна-единственная краска – чёрная, но какое богатство звучания извлечено из неё! Вообще Городецкий, как никто, может быть, умел извлекать богатство тонов из одной-единственной краски. Его синие вещи не повторяют одна другую. Синий цвет живёт, трепещет, переливается, то сгущаясь, то высветляясь, то звуча приглушённее, то звонче. Его зелёный играет, вспыхивая всеми оттенками – от тёмного, почти чёрного до нежно-бирюзового, прозрачного и лёгкого.

Когда у бывшего директора завода Александра Сергеевича Соколова возникла идея преобразовать участок подглазурной живописи в цех, в числе первых назначенных к производству вещей стали работы Владимира Городецкого. Тогда не думали ещё, что эти работы станут ведущими.

Владимир Городецкий. Декоративная тарелка «Чайник с чашкой». 1971. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Мз-С-7754. Источник: collections.hermitage.ru
Владимир Городецкий. Декоративная тарелка «Чайник с чашкой». 1971. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Мз-С-7754. Источник: collections.hermitage.ru

...Сервиз «Цветущий кобальт» находится в Русском музее. Жаль, что в экспозиции представлена лишь часть предметов и мы не можем пережить ощущения пышного цветения, когда синий цвет переливается и играет не в нескольких, а во множестве фарфоровых вещей. Ведь только тогда и понимаешь точность и поэзию данного Городецким имени – «Цветущий кобальт».

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту 

#ясчастлив