Наверное многие эникеи и рядовые юзеры столкнулись с тем, что самые различные источники бесперебойного питания фирмы АРС достаточно дорого стоят, и при этом не теряют своей популярности в силу высоких потребительских характеристик (надежность, удобный интерфейс пользователя, высокая остаточная стоимость). Сейчас из-за падения курса рубля, цены в магазинах на продукцию АРС выросли до безобразных величин, и не стоит сразу покупать новое, если можно починить вполне пригодное к дальнейшей эксплуатации.
Рано или поздно, фирменные "картриджи" АРС, представляющие из себя аккумуляторные батареи фирмы CSB, выходят из строя как и любые прочие. Законы электрохимии еще никто не отменял и вряд ли кому-то это удастся. Наверное не стоит упоминать, что покупка новых "картриджей" далеко не всегда целесообразна из-за высокой цены, а услуга замены "картриджей" в мастерской, или силами приходящего эникея - зачастую сводится к замене старого на новое без калибровки константы емкости, при этом ваш ИБП никогда не увидит всей емкости новых аккумуляторов и будет работать с нагрузкой по-прежнему очень недолго или продолжит отключаться под нагрузкой почти сразу.
Для чего все это нужно? В отличии от продукции других производителей, процессор источника бесперебойного питания АРС непрерывно вычисляет значения отданного заряда в аккумуляторы "картриджа" при работе от сети, и непрерывно измеряет значения принятого заряда при автономной работе и величину остаточного напряжения аккумулятора. Таким образом вычисляется численное значение-"константа", характеризующая реальную емкость аккумуляторов, и на основе этой константы вычисляется время автономной работы. Чем эта константа ближе к максимальному значению, тем больше время автономной работы.
Итак, самый простой и быстрый способ, работающий на 99% моделей источников бесперебойного питания фирмы АРС (возможно что есть исключения, но я не замечал), приводящий процессор ИБП к пониманию, что установлены новые аккумуляторы -
1. Открыть отсек аккумуляторов, извлечь старый "картридж". Хорошенько очистить клеммы на проводах от окислов и аккуратно поджать губки клемм, поскольку из-за слабого контакта на них может сильно упасть напряжение и вы никогда не откалибруете ваш ИБП правильным образом
2. Подготовить новые аккумуляторы, померить напряжение без нагрузки (холостой ход), должно быть не менее 13.0-13.2 вольт, а если ваши аккумуляторы изготовлены более чем год назад, то их обязательно надо подзарядить током 0.1С при напряжении не более 14.8 вольт в течении 12-15 часов, чтобы скомпенсировать саморазряд
3. Нагрузить аккумуляторы обычной автомобильной лампой 55 вт в течении 5 минут и промерить напряжение под нагрузкой, должно быть не менее 12.5 вольт, иначе подзарядить согласно п.2, а вот если напряжение менее 11 вольт, то аккумулятор можно смело сдавать в приемку цветного металла
4. Установить аккумуляторы на штатное место, если аккумуляторов несколько, то обязательно проверить предохранители в перемычках (можно поменять на П-образные автомобильные, они подходят, но важно поставить на такое же значение тока)
5. Собственно начало калибровки, вне зависимости от того что показывает тулбар-столбик или численное значение на экране ИБП, ставим на зарядку от сети (внутреннего источника) на 12-15 часов, это важно
6. За время зарядки готовим разрядную нагрузку, в самом простом случае это несколько обычных ламп накаливания на 60 вт (более мощных вы в магазине не купите, а жаль), включенных параллельно. Для упрощенной калибровки надо будет нагрузить ИБП до значения не менее 60-70% номинальной активной мощности. Можно рассчитывать из значения 2/3 значения от полной мощности, указанной в обозначении, т.е. для АРС-750 это 500 ватт, для АРС-1200 это 800 ватт и аналогично. Для АРС-750 надо взять не меньше 300-360 ватт мощности = 5-6 ламп по 60 ватт
7. После зарядки по п.5, подключаем нагрузку по п.6 и отключаем ИБП от сети, если при этом не загорелись все светодиоды (все надписи на экране) и не раздался непрерывный писк, то поздравляю - произошел успешный переход в автономный режим и началась автокалибровка. Иначе нужен небольшой ремонт, но об этом в других частях поста.
8. Ждем до полного отключения ИБП под нагрузкой (!!!), не надо бояться непрерывного писка бипера и мигания последнего сегмента тулбара емкости. После погасания ламп нагрузки следует подождать перехода ИБП в режим стенд-бай (остановки) по слышимым щелчкам силовых реле. После этого можно считать, что процедура окончена
Практика показывает, что описываемая простая процедура позволяет откалибровать ИБП АРС с достаточно высокой точностью. Личная статистика показывает, что разброс калибровки не более 20%, что сопоставимо со штатной процедурой АРС. Для этого не нужно никаких особых "секретов", платного софта или сложных приборов. При этом чем лучше качество аккумуляторов, тем выше точность калибровки. На качественных CSB, SVEN удается достигнуть рекомендуемой константы емкости (для АРС-750 это 82), на дешевых Gembird, Secure force конечно результат хуже и определяется емкость в 1.5-2 раза меньше, что вполне закономерно - меньше свинца и электролита, меньше емкость!
О способе калибровки АРС при помощи различных утилит я расскажу во второй части.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки - будет много разного и интересного о ремонте самой разной электроники, для начинающих и опытных