Позиции и авторитет нового объединения в значительной степени упрочились благодаря вступлению в его ряды Валентина Серова. Несмотря на то, что Серов выставлялся вместе с передвижниками и его работы покупал богатый коллекционер и меценат этого объединения художников Павел Третьяков, консервативные силы относились к нему с недоверием. Многих удивляло, что молчаливый, нравственно непоколебимый и сдержанный Серов так сдружился с Дягилевым и его окружением.Как более взрослый, а также благодаря своей бесспорной репутации одного из крупнейших русских художников (этим, кроме него, могли похвастаться лишь Репин и Врубель), он стал своего рода маяком и моральным ориентиром в окружении Дягилева. Художники начали переходить к Дягилеву один за другим. 7 ноября Дягилев получил официальное разрешение цензуры на издание журнала. Две недели спустя с типографского конвейера сошел первый тираж «Мира искусства», сразу вызвав значительный резонанс в российских художественных кругах. зарекомендовавший себя как издание, выходящее за национальные и исторические рамки. Спонсорами выступали уже упоминавшаяся княгиня Тенишева и еще один меценат, железнодорожный магнат Савва Мамонтов. С 90-х годов Абрамцево Мамонтова и Талашкино Тенишевой превратились в центры русского Движения искусств и ремесел. Фактически, все прогрессивные русские художники в 90-е годы так или иначе прошли через Абрамцево или Талашкино. «Редакция журнала располагалась на квартире Дягилева на Литейном проспекте, там готовили клише и производили трудоемкую ретушь фотографий. На первых порах приходилось все время отражать нападки, сыпавшиеся на журнал. Несмотря на все скандалы, а может быть, даже благодаря им «Мир искусства» в первый год выпуска пользовался огромным успехом. Вероятно, что Дягилев уже тогда жил на доходы от своей художественной деятельности, не только от журнала, но и от выставок, некоторые из которых являлись выставками-продажами. Кроме того, у журнала «Мир искусства» были еще и другие дарители, деньги которых Дягилев не вносил в свои приходо-расходные книги, так как уже тогда понимал, что при зависимости от внешних спонсоров гораздо выгоднее показывать постоянные убытки. Тенишева и Мамонтов довольно быстро отказали журналу в материальной помощи. А вот Николай II хорошо знал и ценил журнал и проявил желание его поддержать. Дягилев подал царю официальное прошение и получил первую субсидию в 15 тысяч рублей на ближайшие три года. В том же году, первом году выпуска журнала «Мир искусства», в жизни Дягилева произошло еще одно важное событие, непосредственно связанное с назначением на пост директора императорских театров князя Сергея Волконского. Дягилев хорошо знал Волконского. Это был человек старше его на двенадцать лет. Историк по образованию, он специализировался на декабристах. Однажды Волконский справился у Дягилева, не хотел ли тот участвовать под его началом в деле управления театрами, быть, скажем, «чиновником по особым поручениям на службе дирекции императорских театров». После утвердительного ответа ему был присвоен официальный чиновничий титул – губернский секретарь. Теперь он не только возглавлял самый прогрессивный искусствоведческий журнал и самую крупную выставочную организацию у себя на родине, но и занял ключевую позицию в мире театра. Дягилеву было двадцать восемь лет, и, разумеется, он торжествовал.
Дягилев и "Мир искусства"
2 минуты
6 прочтений
16 мая 202016 мая 2020