Найти тему

Фильм "Дьявольский кузнец": сказочный колорит Страны Басков

Привет, Друзья!

Мы недавно говорили про испаноязычное, но не испанское (аргентинское) кино "Оцепеневшие от страха", а сегодня я поступлю самым оригинальным образом: расскажу про испанский фильм, герои которого говорят отнюдь не на языке Сервантеса и Лопе де Веги.

Это совместное творение кинематографистов Испании и Франции "Дьявольский кузнец" ("Errementari"), и язык фильма — язык басков.

Хочу сразу предупредить, что в этом обзоре будет много информации, которая, надеюсь, поможет лучше понять сам фильм. Так что до сюжета доберёмся не сразу и будем отвлекаться по ходу повествования.

Баски — народ, проживающий в основном на севере Испании, на границе с Францией. Басков не очень много — всего около двух с половиной миллионов человек. Это очень гордый и самобытный народ со своими традициями, своей культурой, национальной одеждой, кухней.

Традиционные костюмы басков
Традиционные костюмы басков

Язык басков очень сложный. Например, сами баски называют себя "Euskaldunak" (звучит немного по-алеутски). Всего около трети от общего количества басков говорят на родном языке. Учёные на лингвистических конференциях до сих пор спорят до драк: к каким языковым семействам относится баскский язык, какие языки ему родственны. Поскольку филологов, знающих словосочетание "язык басков", во много раз меньше, чем носителей языка, то учёные умы договорились между собой: а давайте будем считать, что этот язык изолированный и существует вообще сам по себе, а то скоро поубиваем уже друг друга толстыми книгами и тяжеловесными докладами. Дорогие учёные, простите мне мою иронию. Если вам станет скучно жить, и всё вокруг потеряет смысл: начните изучать баскский язык. Предыдущие трудности покажутся вам сладким послеполуденным сном в колыбели.

Послушать чарующие звуки баскской речи вы сможете и без таких сложностей — достаточно посмотреть "Дьявольского кузнеца" в оригинале с субтитрами. Правда, найти его в оригинале тяжело, фильм был куплен выдающейся компанией Netflix, и скорее всего вы встретите английскую озвучку, но поискать стоит. Режиссёр фильма — Paul Urkijo Alijo, простите, что написал латиницей, но я не знаю, как это правильно передать русскими буквами, возможно Пауль Уркихо Алихо, но утверждать не берусь.

На постере написано: "Кузнец и дьявол"
На постере написано: "Кузнец и дьявол"

Внимание! Несовершеннолетним, беременным, впечатлительным людям — смотреть с осторожностью. Большая осторожность вряд ли нужна. Это не фильм ужасов в привычном современному зрителю пониманию, это страшная сказка.

Действие фильма начинается в 1835 году в самый разгар первой карлистской войны в провинции Араба (Алава) в стране басков. Карлистские войны (а их было три) — это гражданские войны между сторонниками монархической партии (карлистами) и республиканцами. Нам показывают расправу испанских солдат над баскскими крестьянами. Во время расстрела крестьян (обратите внимание на третьего и запомните его) в тумане возникает жуткая сутулая фигура с рогами и кривыми вилами, и как раз третий крестьянин, Франсиско Патси, выживает (не при помощи ли жуткой образины?) и задаёт жару солдатам.

Действие переносится на восемь лет вперед, нам показывают небогатую жизнь крестьян после войны. В городе появляется некий Альфредо Ортис, франт в цилиндре и в очках, расследующий какое-то дело для местного правительства. Какое именно дело его интересует, он не признаётся, но уж очень ему нужно попасть в кузницу, расположенную недалеко от городка. Местные жители всячески его отговаривают от посещения кузницы, говорят, что там живёт дьявол. Из кузницы постоянно доносятся страшные звуки: поговаривают, это кричит жена кузнеца, повесившаяся в конце войны. Друзья, давайте запомним этот момент, он нам поможет в будущем.

Жилище кузнеца действительно вызывает у жителей городка оторопь: нелюдимое место за лесом, глухой деревянный забор, утыканный гвоздями и шипами. Над досками забора прикреплены сотни крестов. Кресты повсюду: во дворе, на деревьях, на дверях кузницы.

Кузнец не рад гостям
Кузнец не рад гостям

Тем временем местная девочка Усве гуляет недалеко от кузницы. Усве — изгой, другие дети стараются не общаться с ней: мама Усве покончила с собой. Все родители в городке, естественно, прожужжали уши своим чадам, что мама Усве горит в аду. Усве натыкается на гадких подростков (а они в кино всегда гадкие). Слово за слово, конфликт заканчивается тем, что половина куклы (кошмар какой!) оказывается за забором кузнеца...

Очередной прекрасный постер фильма
Очередной прекрасный постер фильма

Один из упомянутых выше гадких подростков, Бенито, сын хозяина харчевни, крадёт у Альфредо Ортиса письмо. Оказывается, правительственный посланник ищет пропавшее восемь лет назад золото. Золото переправлялось в Бильбао в помощь одной из противоборствующих сторон, но исчезло таинственным образом. Альфредо намекает всем, что драгоценный метал не где-нибудь, а у кузнеца, и подбивает нескольких местных жителей проникнуть в кузницу. Попытка оканчивается полным провалом, и кузнеца начинают бояться еще больше.

Усве возвращается в лес, чтобы найти голову куклы и починить её. Она попадает в жилище кузница, там много железа, огонь, страшные тени. В клетке сидит мальчик, который постоянно плачет. Мальчик это или не совсем мальчик — узнаете сами.

Давайте на минутку отвлечёмся от сюжета, и поговорим о том, почему фильм называется "Дьявольский кузнец" и почему жители городка боятся кузнеца как огня.

Помните "Вечера на хуторе близ Диканьки"? Один из героев, кузнец Вакула, умудрился оседлать чёрта и слетать в Петербург за царскими черевичками. Мы можем вспомнить сотни сказок и легенд про кузнецов. Это сейчас мы понимаем, почему гремит гром, почему сверкает молния, и как тусклый тяжелый кусок металла превращается в посуду, инструменты, оружие. Раньше это было необъяснимо, и кузнецам приписывали самые невероятные способности. В легендах говорилось, что кузнецы перековывали голос с грубого на тонкий, перековывали старого человека в молодого, ковали брачные узы. Повивальные бабки говорили при рождении ребёнка: "Спасибо тебе, коваль, что ты нам детину сковал". То есть люди наделяли кузнецов особенными качествами.

Кузнец, как он есть
Кузнец, как он есть

Вернёмся к сюжету: Бенито рассказывает всем, что видел Усве у кузнеца, и её надо выручать. Чиновник Альфредо Ортис призывает всех идти спасать девочку. Люди хватают вилы, колья, мушкеты и факелы и дружной гурьбой идут наказать кузнеца Франсиско Патси. Чем это обернётся — увидите сами.

Кто это там на заднем фоне?
Кто это там на заднем фоне?

Давайте сейчас поговорим про образ кузнеца в культуре. Кузнец — это самая интересная фигура в мировом фольклоре и, возможно, самая любопытная и разносторонняя профессия. Недаром, в каждой мифологии мы почти всегда можем встретить бога-кузнеца, властителя небесного пламени. Кузнец управляет четырьмя стихиями: землёй (руду добывают из земли, и первые литейные формы делали из земли и глины), воздухом (кузнечные мехи́), огнём, чтобы раскалить металл, и водой (для охлаждения и закалки, ведь в старину для этого использовали не масло, а воду). Самое главное: кузнец работал с огнём. Огонь — это символ Ада, Геенны, неумолимого пламени, пожирающего души грешников. Железо поначалу считали дьявольским металлом, его избегали, как порождение древних тёмных подземных сил. Именно поэтому во многих культурах возникал образ существ, искусных мастеров, живущих без света солнца (например, гномов). Ирония заключается в том, что железо одновременно признавали и грязным материалом и оберегом от чертовщины.

Кузнецы обладали способностью создавать что-то из ничего, они были творцами. С творцами не шутили, поэтому когда кто-то входил в кузницу, то не мог прикоснуться к чему-либо без разрешения — считалось, что кузнец может заговаривать предметы, и неуважение к нему могло навлечь несчастье. Таинственности добавляло и то, что кузницы почти всегда располагались в стороне от села или города. Это делалось для того, чтобы уберечь дома от огня, но способствовало слухам и сплетням.

Друзья, фильм "Дьявольский кузнец" — очень интересная сказка, основанная на баскской легенде. Легенде о кузнеце настолько суровом и жестоком, что сам Дьявол боялся его. В фильме показан чёрт в самом классическом сказочном виде, такого чёрта редко можно увидеть в современном кино, на подобное был способен только великий русско-ирландский режиссёр Александр Роу. В фильме показан Ад, точнее путь к вратам Ада, показаны демоны, как будто сошедшие с картин Иеронима Босха. В фильме, как в старых сказках, мир демонов не сильно отличается от мира людей. И демоны зачастую держат своё слово надёжнее. Ведь уговор...

А вот и чёрт!
А вот и чёрт!

"...Деревенщина! Этот ребёнок святой, потому что её выкинули из Ада! И никогда не отправляйте её туда снова, или я съем ваши пальцы, пока вы спите. Прощайте!"

Кстати, одним из исполнительных продюсеров этого фильма был наш соотечественник, самый талантливый и умелый наш продюсер, Сергей Сельянов. В русской Википедии вы этого почему-то не найдёте, но это факт.

Друзья, усаживайтесь поудобнее, наливайте полную тарелку мармитако и стакан пачарана и наслаждайтесь.

Режиссёр: Paul Urkijo Alijo

Сценарий: Paul Urkijo Alijo, Asier Guerricaechebarría (друзья, я добавил сценаристов, чтобы вы восхитились баскским языком)

Название фильма: "Дьявольский кузнец" ("Errementari"), 101 минута, Испания-Франция, 2017 год

Жанр: Триллер, Драма, Ужасы, Сказка