Найти тему
Олег Лисичкин

Ваши аккумуляторы служат недолго? Тогда мы идем к вам! (часть 6)

Предыдущая статья (часть 5) была посвящена последовательному соединению нескольких 12В аккумуляторов в источниках бесперебойного питания.

А теперь давайте разберемся что происходит, если вы захотели увеличить энергоемкость своей системы. Обычно это желание у пользователя возникает когда "родные" АКБ держат заряд намного хуже, чем в начале эксплуатации, но выкидывать их жалко (ну или из-за недостатка средств энергоемкость наращивается постепенно).

Возьмем простейший пример: ИБП с внешним свинцовым аккумулятором 12В, к которому мы подцепляем второй такой же.

Фото из яндекс-картинок
Фото из яндекс-картинок

Будет-ли аккумуляторам комфортно в такой связке спросите вы? Будут-ли они служить как один АКБ на 200А*ч? Да, будут, но при определенном условии: основное время они должны стоять под напряжением (в буферном режиме). Разряжаться на нагрузку и заряжаться они будут естественно вместе. Даже если АКБ будут разной емкости, скажем, 50 и 100А*ч, то зарядные и разрядные токи автоматически распределятся пропорционально емкости. Но такое соединение нельзя практиковать когда нет постоянной подпитки для АКБ (например при периодическом заряде от солнца или генератора).

Фото из яндекс-картинок
Фото из яндекс-картинок

Владельцы некоторых автодомов, которые используют такое соединение АКБ (потому что один АКБ 200 А*ч не влазит по габаритам, а влазят два по 100 А*ч) не дадут соврать: один из АКБ обязательно дохнет через год-полтора и становится просто "кирпичом". Почему так происходит? Да потому что 2 (или более) химических источника энергии работают сами на себя в периоды когда нет зарядного и разрядного тока. Да! Именно в период так называемого простоя. Даже если АКБ одной партии и подобраны по внутреннему сопротивлению, то все равно с одного АКБ на другой в режиме простоя начнут перетекать токи из-за пусть даже небольшой разницы внутренних сопротивлений (с большего сопротивления на меньшее). В результате один из АКБ постоянно сульфатируется и его сопротивление возрастает еще больше. Через год-полтора пластины забиваются сульфатом на 100% и его уже не пробить. А если АКБ разной емкости изначально, то процесс идет еще быстрее. В связи с вышеизложенным рекомендую владельцам такого варианта использования запараллеленых АКБ на период простоя (например в межсезонье) разбирать сборку или ставить ее под постоянный (буферный) заряд.

Эти же самые правила касаются энергетических систем с номинальным напряжением 24, 36, 48В и т.д. Причем желательно такие соединения параллелить по общему напряжению (как на рисунке).

Фото с сайта solarcenter.ru
Фото с сайта solarcenter.ru

Если вы выполните это правило, то сможете вручную отслеживать каждый АКБ в системе. А если будете параллелить АКБ еще и внутри цепочки, то, по сути, будете "видеть" только 4 АКБ из восьми. В этом случае пользователь не сможет определить состояние каждой АКБ и для их проверки ему нужно будет разобрать все соединения.

В общем, соединять АКБ как на рисунке внизу настоятельно не рекомендую.

Фото с сайта victronenergy.ru
Фото с сайта victronenergy.ru

Естественно чем больше количество АКБ, тем меньше времени им надо чтобы "разбежаться". На практике система 48В, состоящая из 20 АКБ 12В, соединенных последовательно-параллельно, полностью погибает за 2-3 месяца при ежедневной эксплуатации. Если разряд-заряд происходят 1-2 раза в месяц, то доживет до года-полутора.

Надеюсь, что после прочтения этой статьи у вас сложилось понимание процессов, происходящих при параллельном соединении АКБ.

Дзен практически не показывает мои статьи. Хочешь узнать больше - подпишись.

В следующей статье я расскажу как максимально продлить жизнь аккумуляторов в ИБП при последовательном или последовательно-параллельном соединении.