Карельский мрамор известен далеко за пределами республики. Его использовали для отделки многих достопримечательностей Санкт-Петербурга: Эрмитажа, Исаакиевского и Казанского соборов, Мраморного дворца, Михайловского замка и многих других.
Еще бы, прочный и долговечный камень поражает разнообразием оттенков – белый с серыми вкраплениями, розоватый и практически черный.
Добывать его начали во второй половине. XVIII в., когда обнаружили сразу 2 месторождения:
- в деревне Рускеала (Сортавальский район);
- близ деревни Белая Гора (Кондопожский район).
Работа шла тяжело: мрамор вручную бурили, взрывали, отколовшиеся плиты распиливали, а потом отправляли по воде (кое-где тащили и по суше) в Санкт-Петербург.
В Белой Горе промышленную добычу прекратили в XIX в. Из-за многочисленных взрывов скалы растрескались – получать качественный материал стало невозможно.
Рускеальское месторождение разрабатывали вплоть до конца XX в. с применением итальянской технологии канатного пиления. Часть добытого камня пошла на украшение станций московского и ленинградского метро.
Сейчас мраморные карьеры превращены в экскурсионные объекты. Горный парк «Рускеала» хорошо известен туристам, а Белогорский карьер только развивается силами местных энтузиастов.