За 316 лет своего существования город на Неве не только приобрел целое собрание разнообразных архитектурных ансамблей. В разные эпохи здания, парки, реки и каналы дополнялись памятниками, ни один из которых не похож на остальные. Город стал настоящим музеем скульптуры под открытым небом, где можно увидеть величественные, трагические и забавные экспонаты.
Победа разума над дикостью
Знаменитый Медный всадник известен во всем мире, как один из символов Петербурга. Он был торжественно открыт в разгаре «века золотого Екатерины» и долженствовал изображать победу силы разума и человеческой воли над дикостью и варварством.
Своим названием монумент обязан особенности русского языка (в XVIII – XIX веках бронзу могли называть «медью») и гению Пушкина, окончательно закрепившего за Петровским памятником его прозвище.
Скульптор Фальконе предполагал поместить статую на основании в виде настоящей каменной горы, но найти то, чего он желал, оказалось непросто. Камни либо были неподобающе малы, либо находились далеко от северной столицы.
Когда наконец в Конной Лахте обнаружили подходящий экземпляр, прозванный в народе Гром-камнем, счастью мастера не было предела. Правда, на доставку глыбы понадобилось два года и недюжинные усилия многих сотен людей.
Едва Гром-камень прибыл в Петербург, в честь благополучного разрешения транспортной задачи по указу императрицы изготовили медаль с двумя говорящими словами: «Дерзновению подобно».
Следующей проблемой стала голова Петра – Фальконе трижды представлял слепок Екатерине, и всякий раз она оставалась недовольна. Спасла дело ученица скульптора Мари Анн Колло, использовавшая в качестве образца гипсовую маску, снятую с самодержца еще при его жизни. Этот вариант царской головы полностью устроил государыню.
Объектом городской байки вскоре сделались руки императора: правая указующе вытянута вперед, в левой царь держит поводья коня. Шутники утверждали, что правой рукой царь указует на Неву, а локтем левой – на Сенат, выполнявший функции Верховного суда. Государев жест, по их мнению, означал, что лучше топиться в Неве, чем судиться в Сенате (рассаднике взяток и кумовства).
Другое предание рассказывает о снах, которые изрядно донимали некоего майора Батурина летом 1812 года. Майору снилось, что он стоит посреди Сенатской площади, вблизи Медного всадника, который спускается с постамента и пускает коня по городским улицам к Каменноостровскому дворцу, который занимал Александр I.
Подъехав ко дворцу Петр встречается со своим наследником и строго объявляет ему, что пока он остается на своем пьедестале, его городу нечего опасаться. С этими словами покойный император поворачивает коня и удаляется восвояси.
Едва рассказ о майорских снах дошел до государя, он немедля распорядился отменить запланированную из-за нашествия Наполеоновских войск эвакуацию Медного всадника из города. Монумент остался на месте – легенда гласит, что именно поэтому Петербург так и не взял ни один враг.
Слава государям российским!
Почитать память и деяния предшественников считалось в российской царской семье хорошим тоном. Именно поэтому в центре Дворцовой площади по приказу Николая I был установлен Александрийский столп. Он должен был напоминать обществу о победе предыдущего императора, Александра I, над Наполеоном.
Колонна около трех лет вытесывалась вручную из цельной гранитной глыбы – в результате получилось идеально ровное изделие, увенчанное фигурой ангела, и по сей день вызывающее восторг у зрителей. Удивительно, что колонну удерживает на месте только сила собственной тяжести, никаких дополнительных опор у нее нет.
Прознавшие об этой особенности памятника горожане обходили площадь стороной, поскольку опасались, что колонна свалится им на головы. Тогда автор монумента, Огюст Монферран, принялся ежевечерне прогуливать вокруг нее свою собаку, демонстрируя надежность постройки, и понемногу страхи рассеялись.
Император Николай I также не был забыт потомками: вскоре после его смерти в центре Исаакиевской площади поставили монумент, удачно объединивший окрестные архитектурные памятники.
Конная статуя императора, облаченного в конногвардейский мундир, вызвала изумление у привыкшей вроде бы ко всему питерской публики. Дело в том, что скульптор Петр Клодт оставил царскому скакуну лишь две точки опоры: несущий государя к будущим победам конь встал на дыбы, и удерживался на постаменте лишь задними ногами.
Этот памятник по сей день остается единственным подобным в мире.
Общеизвестно, что иногда история повторяется в виде фарса. Однажды в роли курьезного персонажа оказался император Александр III, вернее, не сам он, а его памятник.
В начале XX века на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) возвели конный монумент императору-миротворцу, отцу находившегося в то время на российском престоле Николая II. Статуя настолько отличалась от традиционных памятников, посвященных государям, что спровоцировала бурные обсуждения в обществе.
Автор творения, Паоло Трубецкой, поместил тяжеловесную фигуру царя на такого же мощного, приземистого скакуна, больше похожего на крестьянского пахотного конягу.
Народ выразился о памятнике без всякого почтения: «На площади – комод, на комоде – бегемот, на бегемоте – обормот». Трубецкой также высказался напрямик, объявив, что ему было важно донести до зрителей образ царя, и что он «изобразил одно животное на другом».
Наследие советской эпохи
С установлением власти Советов Знаменская площадь переименовали в площадь Восстания, но памятник предпоследнему русскому царю оставался стоять в ее центре до самого 1937 года, после чего его поместили в запасники Русского музея.
А на площади с новым названием предполагалось установить памятник вождю народов Ленину. По одной из городских легенд, в конкурсе проектов победил образ Ильича, созданный известным ленинградским скульптором Аникушиным.
Но власти так и не смогли решить, как именно разместить памятник: все время оказывалось, что вождь мирового пролетариата стоит задом к какой-нибудь неподходящей части городского ансамбля.
Например, невозможно было допустить, чтобы гости Ленинграда, выходящие с Московского вокзала, первым делом видели тыловую часть монумента.
В поисках политкорректного решения, памятник решили не устанавливать вовсе, а вместо него воздвигнуть обелиск в память о подвиге города-героя Ленинграда, который смотрелся бы одинаково со всех сторон.
Да, это был просто обелиск, но исполненный с истинно социалистическим размахом: высота гранитной стеллы, увенчанной золотой звездой, составила 36 метров и достойно завершает парадную часть Невского проспекта.
Правда, в наши дни площади Восстания опять грозят перемены. Возможно, на место установки вернут статую Александра III, а под площадью устроят торговый комплекс.
В центре петербургской площади Победы, завершающей Московский проспект, находится еще один мемориал, посвященный подвигу ленинградцев в Великой Отечественной войне. Идея его создания возникла еще в военные годы, но осуществить ее удалось только спустя три десятилетия.
Члены творческой группы, работавшей над проектом монумента, все были участниками обороны Ленинграда, и для них это был не просто государственный заказ, а особая честь и ответственность.
По-особому отнеслись к созданию памятника и горожане. В Государственном банке был открыт специальный счет для пожертвований, потому что ленинградцы хотели принять материальное участие в строительстве.
Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» напоминает жителям и гостям города об одной из самых трагических страниц в его истории. Скульптурные группы памятника обращены в сторону Пулковских высот, где проходила линия фронта. Они как будто встречают въезжающих в Петербург, и напоминают о том, чего нельзя забывать.
Царь-плотник, Человек-невидимка и другие
Новые памятники, украшающие современный Петербург, часто отличаются от монументов минувших времен. Они не могут похвастаться ни величием, ни масштабом, но зато придают городским улицам, набережным и паркам уют и неповторимое очарование.
Интересно, что основатель города, император Петр I с годами из внушающего ужас Медного всадника превратился в исполнителя желаний для горожан и туристов.
«Царь-плотник», работающий над постройкой ботика прямо на Адмиралтейской набережной, может помочь в поиске работы или карьерном росте – для достижения желаемого достаточно потереть правое царское колено. Только нужно помнить, что при жизни государь не терпел ленивцев, а потому помогает только людям честным и трудолюбивым.
Другая петровская статуя, сидящая посреди Петропавловской крепости, славится странными пропорциями: длинное тело с крупными конечностями венчает маленькая, лысая словно шар голова. Автор памятника Михаил Шемякин утверждает, что создал свое творение в соответствии с русским иконописным каноном.
Те, кто хочет, чтобы царь исполнил их желания, должны исполнить специальный ритуал для каждого вида просьб. Желающие богатства, должны подержаться за правую руку царя, тем, кто хочет любви, следует взять его за левую длань. Тому же, кто осмелится посидеть у Петра на коленях, гарантирован успех во всех начинаниях.
А к величественным ангелам, обитающим на шпилях и храмах, в наши дни добавился небольшой бронзовый ангелок совершенно бытовой наружности.
Опрятно одетый дедушка расположился на одной из скамеек в Измайловском саду: он укрылся под зонтом и внимательно читает какую-то книжицу.
На зиму сердобольные петербуржцы снабжают маленького ангела теплыми вещами, чтобы не замерз в морозные дни. Говорят, он тоже может творить волшебство – присевшие рядом с ним на скамейку избавляются от печали и чувствуют прилив вдохновения.
Екатерина Кравцова