Кажется, что все просто - прочёл, пришёл, сыграл, увидел, победил. Но не тут то было. Чтобы снять 20 минут - готовятся месяцами и неделями. Формирование героев экрана происходит задолго до того, как камеры включатся, а актеры выучат текст. Сегодня я хочу поделиться своим опусом на основе опыта работы на съемках в качестве гримёра и того, чего я начиталась про съемки турецкого кино.
Начинается все с читки. Когда сценаристы прописали драфт сценария или серии - происходит ужасная вещь для экологов. Этот сценарий печатают в куче экземпляров и все департаменты собираются в душной комнате за круглым столом, чтобы долго и скучно вслух его прочитать. (Продвинутые работники конечно, пользуются электронными носителями, но исторически сложилось так - что бумаги в кинопроизводстве уходит немыслимое количество.) Кроме того, что они читают, пьют кофе и зевают, все цеха еще обсуждают, как они видят и как собираются реализовывать проект.
На начальной стадии - те кто главный, обычно такими себя мнут - режиссер и сценаристы, договариваются о своем видении картины и персонажей. Например, они описывают кастинг-директору какими они себе представляют актёров для этих ролей, кто их dream-talent ("идеальный вариант"). Пока они делают заказ, что на главную роль они хотят худую, но с формами, блондинку, но чтоб выглядела как брюнетка, с волевым, но милым лицом, а вообще в идеале Дженифер Лопес. На крайняк Барбару Стрейзанд, но молодую.
Пока кастинг директор кивает, что попробует связаться с Дженифер Лопес и вышлет ей сценарий, гримёр уже задаёт вопрос: надо ли перекрашивать Дженифер Лопес, ведь по сценарию у неё кличка "Рыженькая".
Костюмер тоже в очереди с вопросами: "Надо ли Дженифер одеть так, чтобы скрыть все ее прелести или наоборот вывалить наружу?"" А ещё, уважаемый продюсер, учтите, что вот для этой сцены проливания супа мне нужен бюджет на 3 одинаковых костюма, а не 1."
"Раз уж мы заговорили о деньгах, - подключается оператор, - у нас в этот съмочный день будут ралли..."
Но тут в комнату входит шоураннер. Он опоздал, может себе позволить, ведь самый главный то тут он.
Заметили, что я вначале написала - "те кто главный". Кино - специфическая штука, там главные тоже бывают от случая к случаю. Иногда дяди-генеральные продюсеры (реже тёти, потому что киномир все ещё сильно патриархален) активно вовлекаются в процесс (пишут сценарии, помогают с режиссурой), иногда они больше занимаются финансово-договорными и так сказать "протаскивающими" вопросами, а творческие решения доверяют команде. От них многое зависит, они могут запустить проект ради какой-то конкретной звезды, а могут лишь стоять в сторонке и не лезть во внутреннюю кухню.
Кстати, раз уж канал про турецкие сериалы, то припомним известных турецких шоураннеров - это Фатих Аксой (Фериха, Запретный плод, Дочка, Женщина, Учитель, Наша История) и Осман Синав (Долина волков, Карадениз, Если позовет любовь). И если второй - и сценарии всю жизнь пишет, и режиссирует свои картины, то первый хоть и активно участвует в привлечении звезд, но в творческих делах не так замечен.
Бывает, что шоураннер придумает идею, концепт, но доверяет ее заботливым рукам режиссёра и сценаристов, с которыми он сотрудничает. Поэтому главные они. Но сегодня шоураннер хочет внести свои 5 копеек и сказать, что на главную роль он уже договорился с Веркой Сердючкой, а вот роль подружки главной героини надо бы в сценарии развить - потому что для неё он выманил многообещающую Свету Петрову (дочку его свата, но всем это знать не обязательно).
"Как же так?!" - говорит режиссёр, - Мы же прописывали эту роль под Дженифер Лопес?!" И сценаристы поддерживают, потому что написали специально под Дженифер сцену, где она поёт испанскую песню.
"Хм..." - говорит продюсер. А сам думает, что сценаристов придётся сменить.
"Хм..." - отвечает вся группа, потому что спорить сильно тоже никто не хочет, все-таки, кто платит - тот и банкет заказывает.
Так они ещё хмыкают, пока не разряжаемся ноутбук у линейного продюсера, а шоуранеру надо бежать на другую встречу. Но ничего, впереди ещё много читок, все расходятся по домам с новыми задачами, чтобы встретиться снова. И снова распечатать новую версию сценария с украинскими песнями для Верки Сердючки.
Но это уже другая история. Также как и актёрская читка. Так что почему очень часто первые серии многих сериалов - хуже чем весь остальной сериал - вы узнаете в следующей серии моих писательских упражнений.