Найти в Дзене

Что такое читка сценария и как проходит подготовка к съёмкам?

Кажется, что все просто - прочёл, пришёл, сыграл, увидел, победил. Но не тут то было. Чтобы снять 20 минут - готовятся месяцами и неделями. Формирование героев экрана происходит задолго до того, как камеры включатся, а актеры выучат текст. Сегодня я хочу поделиться своим опусом на основе опыта работы на съемках в качестве гримёра и того, чего я начиталась про съемки турецкого кино.

Фото Демет Оздемир и Ибрагима Челликола с первой читки сериала "Твой Дом"
Фото Демет Оздемир и Ибрагима Челликола с первой читки сериала "Твой Дом"

Начинается все с читки. Когда сценаристы прописали драфт сценария или серии - происходит ужасная вещь для экологов. Этот сценарий печатают в куче экземпляров и все департаменты собираются в душной комнате за круглым столом, чтобы долго и скучно вслух его прочитать. (Продвинутые работники конечно, пользуются электронными носителями, но исторически сложилось так - что бумаги в кинопроизводстве уходит немыслимое количество.) Кроме того, что они читают, пьют кофе и зевают, все цеха еще обсуждают, как они видят и как собираются реализовывать проект.

Фото с читки сериала "Ферхат и Ширин" с Джансу Дере и Толгой Сарыташ
Фото с читки сериала "Ферхат и Ширин" с Джансу Дере и Толгой Сарыташ

На начальной стадии - те кто главный, обычно такими себя мнут - режиссер и сценаристы, договариваются о своем видении картины и персонажей. Например, они описывают кастинг-директору какими они себе представляют актёров для этих ролей, кто их dream-talent ("идеальный вариант"). Пока они делают заказ, что на главную роль они хотят худую, но с формами, блондинку, но чтоб выглядела как брюнетка, с волевым, но милым лицом, а вообще в идеале Дженифер Лопес. На крайняк Барбару Стрейзанд, но молодую.

Фото Неслихан Атагюль и Энгин Акюрек с режиссёром "Дочь Посла" на читке
Фото Неслихан Атагюль и Энгин Акюрек с режиссёром "Дочь Посла" на читке

Пока кастинг директор кивает, что попробует связаться с Дженифер Лопес и вышлет ей сценарий, гримёр уже задаёт вопрос: надо ли перекрашивать Дженифер Лопес, ведь по сценарию у неё кличка "Рыженькая".

Костюмер тоже в очереди с вопросами: "Надо ли Дженифер одеть так, чтобы скрыть все ее прелести или наоборот вывалить наружу?"" А ещё, уважаемый продюсер, учтите, что вот для этой сцены проливания супа мне нужен бюджет на 3 одинаковых костюма, а не 1."

"Раз уж мы заговорили о деньгах, - подключается оператор, - у нас в этот съмочный день будут ралли..."

Но тут в комнату входит шоураннер. Он опоздал, может себе позволить, ведь самый главный то тут он.

Продюсер Фатих Аксой и Джансу Дере договариваются о новых ролях в сериале (источник: https://gidseries.ru/turkey-serials/83560-proshlym-vecherom-dzhansu-dere-i-fatih-aksoy-prodyuser-kompanii-med-yapim-uzhinali.html)
Продюсер Фатих Аксой и Джансу Дере договариваются о новых ролях в сериале (источник: https://gidseries.ru/turkey-serials/83560-proshlym-vecherom-dzhansu-dere-i-fatih-aksoy-prodyuser-kompanii-med-yapim-uzhinali.html)

Заметили, что я вначале написала - "те кто главный". Кино - специфическая штука, там главные тоже бывают от случая к случаю. Иногда дяди-генеральные продюсеры (реже тёти, потому что киномир все ещё сильно патриархален) активно вовлекаются в процесс (пишут сценарии, помогают с режиссурой), иногда они больше занимаются финансово-договорными и так сказать "протаскивающими" вопросами, а творческие решения доверяют команде. От них многое зависит, они могут запустить проект ради какой-то конкретной звезды, а могут лишь стоять в сторонке и не лезть во внутреннюю кухню.

Кстати, раз уж канал про турецкие сериалы, то припомним известных турецких шоураннеров - это Фатих Аксой (Фериха, Запретный плод, Дочка, Женщина, Учитель, Наша История) и Осман Синав (Долина волков, Карадениз, Если позовет любовь). И если второй - и сценарии всю жизнь пишет, и режиссирует свои картины, то первый хоть и активно участвует в привлечении звезд, но в творческих делах не так замечен.

Осман Синав на читке "Если позовёт Любовь"
Осман Синав на читке "Если позовёт Любовь"

Бывает, что шоураннер придумает идею, концепт, но доверяет ее заботливым рукам режиссёра и сценаристов, с которыми он сотрудничает. Поэтому главные они. Но сегодня шоураннер хочет внести свои 5 копеек и сказать, что на главную роль он уже договорился с Веркой Сердючкой, а вот роль подружки главной героини надо бы в сценарии развить - потому что для неё он выманил многообещающую Свету Петрову (дочку его свата, но всем это знать не обязательно).

"Как же так?!" - говорит режиссёр, - Мы же прописывали эту роль под Дженифер Лопес?!" И сценаристы поддерживают, потому что написали специально под Дженифер сцену, где она поёт испанскую песню.

"Хм..." - говорит продюсер. А сам думает, что сценаристов придётся сменить.

"Хм..." - отвечает вся группа, потому что спорить сильно тоже никто не хочет, все-таки, кто платит - тот и банкет заказывает.

Ханде Эрчел и Керем Бурсин на читке "Постучись в мою дверь"
Ханде Эрчел и Керем Бурсин на читке "Постучись в мою дверь"

Так они ещё хмыкают, пока не разряжаемся ноутбук у линейного продюсера, а шоуранеру надо бежать на другую встречу. Но ничего, впереди ещё много читок, все расходятся по домам с новыми задачами, чтобы встретиться снова. И снова распечатать новую версию сценария с украинскими песнями для Верки Сердючки.

Но это уже другая история. Также как и актёрская читка. Так что почему очень часто первые серии многих сериалов - хуже чем весь остальной сериал - вы узнаете в следующей серии моих писательских упражнений.