Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

5 крупнейших городов России без пассажирского аэропорта

Оглавление
Во времена СССР даже в небольших городах были собственные аэропорты
Во времена СССР даже в небольших городах были собственные аэропорты

Сейчас в России насчитывается 89 действующих аэропортов федерального значения, осуществляющих пассажирские рейсы, из них 78 имеют статус международных. Число воздушных гаваней и внутрироссийских авирейсов сильно сократилось в 90-е и 2000-е, когда многие региональные аэропорты и рейсы из-за падения пассажиропотока, перехода на рыночные отношения и роста цен на авиакеросин стали убыточными и были закрыты.

Однако из-за кризиса в авиаперевозках лишились удобной и быстрой связи с другими российскими регионами и жители некоторых крупных российских городов. Чтобы поехать на отдых в Сочи, им приходится больше суток трястись в поезде за неимением альтернативы, поездка в банальную Турцию вообще может стать целым приключением. Еще один вариант - тратить бешеные деньги на такси в ближайший аэропорт за 150-200 км.

Мы собрали для вас пятерку крупнейших городов России, где в радиусе более 100 км нет ни одного пассажирского аэропорта, выполняющего регулярные пассажирские рейсы.

Причина этого в малой платежеспособности населения и во многих случаях относительной близости крупных аэропортов-хабов, откуда можно улететь по всей России и за рубеж. Содержать свой аэропорт в этих регионах при рыночной экономике нерентабельно ни частным компаниям, ни местным властям.

1.Рязань (539 тыс.чел.)

Заброшенное здание а/п Турлатово
Заброшенное здание а/п Турлатово

Удивительно, но древний город с полумиллионным населением на юге от Москвы так и не обзавелся собственным аэропортом. Даже в советское время действовал лишь небольшой аэродром Турлатово для местных пассажирских линий. Есть военный аэродром Дягилево с длинной ВПП, однако он закрыт для гражданских полетов.

Посему жителям города приходится пользоваться аэропортами московского авиаузла - ближайшие Жуковский и Домодедово (~170 км), а ранее Быково. До Жуковского теоретически можно добраться на прямой электричке от Рязани, далее воспользовавшись шаттлом к зданию аэропорта. В городе имеются два ж/д вокзала с поездами дальнего следования, которыми и приходится пользоваться жителям для путешествий и деловых поездок. В Москву (~200 км до центра) можно добраться на экспресс-электричке.

2.Тула (475 тыс.чел.)

Терминал закрытого а/п Клоково во времена СССР
Терминал закрытого а/п Клоково во времена СССР

В городе оружейников и пряников с 1959 по 1995 годы на северной окраине работал аэропорт совместного базирования "Клоково", откуда на Ан-24, L-410 и Як-40 выполнялись пассажирские рейсы в города европейской части СССР. Аэропорт был интересен тем, что из-за удачного расположения почти никогда не закрывался по метеоусловиям и мог служить запасным портом для московских рейсов. Сейчас в аэропорту базируется лишь военная авиаэскадрилья, а в здании аэровокзала обосновался строительный супермаркет.

Ближайшие к городу действующие гражданские аэропорты - Калуга (110 км), Домодедово (160 км) и Внуково (190 км). По словам тульских властей, после завершения строительства ЦКАД добраться до двух последних можно будет за 50 минут, поэтому свой аэропорт почти 500-тысячному городу ни к чему, хотя заявленное время выглядит крайне оптимистичным.

На электричке из Тулы до московских аэропортов можно добраться лишь с пересадкой в центре столицы, что крайне неудобно и длительно по времени.

3.Севастополь (449 тыс.чел.)

Терминал а/п Бельбек
Терминал а/п Бельбек

Когда Крым входил в состав Украины, у города был собственный аэропорт Бельбек на окраине города, однако после Крымской весны 2014 года аэродром полностью передали "вежливым людям" из ВКС РФ для защиты стратегического и спорного полуострова. Пассажирские рейсы были прекращены, а до ближайшего действующего аэропорта Симферополь из южной части Севастополя за бухтой ехать более 100 км, и с учетом узких петляющих горных дорог в Крыму эта поездка займет немало времени.

Сейчас рассматривается вопрос организации в Бельбеке филиала а/п Симферополь с упором на VIP-авиацию. Т.е. для простых граждан авиасообщение навряд ли возобновится, так как власти считают бессмысленным наличие двух конкурирующих аэропортов в 80 км друг от друга.

4.Тверь (425 тыс.чел.)

А/п Змеево, превращенный в вертолетную площадку
А/п Змеево, превращенный в вертолетную площадку

Еще один относительно крупный город в 150 км от Москвы даже в советкое время имел только аэропорт Змеево для местных линий по соседним областям, но в 90-е он был закрыт. Сейчас для полетов по России и за рубеж жителям приходится пользоваться аэропортом Шереметьво в 150 км.

Правда до Москвы и Петербурга удобнее добираться на многочисленных дальних поездах, в т.ч. высокоскоростных Сапсанах, соединяющих 2 столицы. До Шереметьево можно добраться на электричке, проехав от ближайшей ж/д платформы до терминала на автобусе или такси.

5.Нижний Тагил (349 тыс.чел.)

Возможно экспериментальный аэродром Салка когда-нибудь реконструируют в пассажирский аэропорт
Возможно экспериментальный аэродром Салка когда-нибудь реконструируют в пассажирский аэропорт

Крупный промышленный центр Урала и второй по численности город в Свердловской области так и не получил собственной воздушной гавани. В 7 км от города в советское время действовал лишь военный аэродром Салка, который с 2005 года используется для экспериментальной авиации.

В перспективе на его основе возможно создание гражданского аэропорта в рамках привлечения инвестиций в промышленность и создания особой экономической зоны "Титановая долина". Однако пока что проект заморожен, а жителям приходится преодолевать путь в 160 км до ближайшего аэропорта Кольцово в Екатеринбурге.

Хорошо, что до Екатеринбурга из города ходят прямые электрички и Ласточки.

Понравилось? Поддержи нас:

👍 Ставь палец вверх, поделись статьей с друзьями в соцсетях!

☑️ Подпишись и не пропускай в ленте Дзена наши новые статьи!

Читайте также:

  • 4 самых опасных аэропорта России