Без синкоп не обходится ни одна вокальная мелодия. Синкопы могут быть так же основой ритм-секции и аккомпанемента. В любом случае синкопа является признаком усложнения ритма, когда ритмическая организация перестает совпадать с метром. Важно понять, что синкопа возникает при смещении акцента на слабую долю. Поэтому давайте рассмотрим какие бывают акценты и связанные с ними виды синкоп.
Акценты и их значение в метре.
Метр - это попросту говоря счет, повторение определенных долей через равные промежутки времени. В разных музыкальных размерах счет ведется разными длительностями: в 3/8 - восьмыми, в 4/4 - четвертями (знаменатель дроби в размере - признак метра). В любом случае метр подразумевает движение равными длительностями.
Вторая важная характеристика метра - акценты, или так называемые сильные доли. Доли - это длительности, которые лежат в основе счета (в размере 4/4 это четверти). Акцентом является первая доля в каждом такте. Благодаря этому мы слышим границы тактов (РАЗ-два-три-четыре, РАЗ-два-три-четыре и т.д.).
Межтактовая синкопа.
Если смещение акцента происходит с первой доли одного такта на последнюю долю предыдущего такта, мы имеем дело с межтактовой синкопой. Здесь всегда появляется лига - знак увеличения длительности, который продлевает звучание ноты за тактовую черту. Лиговаться могут любые длительности.
Междолевая синкопа.
Междолевая синкопа связана с тем, что основные метрические акценты - доли, перекрываются звучанием между собой. Это происходит, когда мы отказываемся от "прямого ритма", совпадающего с метрической сеткой и начинаем либо "укрупнять" длительности, соединяя соседние доли (первый такт на рисунке - четверть-половинка-четверть - классическая междолевая синкопа), либо сначала дробить доли на более мелкие длительности, а потом соединять их в произвольных вариациях (второй такт - дробление первой и четвертой четверти на восьмые). Замена любой доли паузой (третий такт) - тоже создает синкопу.
Внутридолевая синкопа.
Доли могут быть разбиты на более мелкие длительности - восьмые, шестнадцатые и т.д., которые будут сгруппированы под "общей крышей". "Крыша" - признак доли, она указывает на то, что все мелкие длительности, находящиеся под ней исполняются на один счет. В такой группе мелких длительностей акцентируется первая нота - благодаря этому мы отчетливо слышим момент наступления каждой доли.
Внутридолевая синкопа называется так потому, что смещение акцента происходит в группе мелких длительностей, образующих долю. В первом такте возникновение синкопы связано с укрупнением длительности, - вторая и третья шестнадцатые сливаются в восьмую. Второй и третий такты - все доли разбиты на восьмушки и начинаются с восьмых пауз - так же типичный пример синкопирования для блюза и джаза. Четвертый такт - доля начинается с шестнадцатой паузы. Пауза всегда будет давать эффект синкопирования, так как из-за отсутствия той или иной ноты акцент автоматически сместится на следующий звук.