Найти тему

Обкатка лодочного мотора: для чего нужна и обязательно ли делать?

Оглавление

Мало купить хороший лодочный мотор и правильно его установить. Агрегат нуждается в специальной подготовке, которая обеспечит его длительную и бесперебойную работу. Любой новый двигатель, независимо от своего типа и сложности устройства, нуждается в обкатке. О том, почему важна такая процедура и как ее проводить рассказывают эксперты водно-моторного центра «Спорт Экстрим».

Почему лодочный мотор нужно обкатывать?

Дело в том, что на заводе процесс сборки моторов осуществляется на конвейере, поэтому добиться точного совпадения внутреннего диаметра цилиндра с внешним диаметром подшипников коленвала, поршневых колец и шестерней редуктора в принципе нереально. Кроме того, сами новые детали двигателя могут иметь неровности и шероховатости, а также прилегать друг к другу недостаточно плотно.

Что может случиться, если не провести обкатку?

Информация об обязательной обкатке (либо о том, что она уже проведена производителем) указана в инструкции по эксплуатации агрегата. Однако некоторым владельцам моторов не терпится спустить судно на воду и отправиться навстречу «приключениям». И если новый двигатель безвозвратно не заклинит в одну из первых эксплуатаций (и такое бывает), впоследствии это может привестик:

  • быстрому износу ключевых деталей (цилиндров, подшипников, поршней);
  • поломкам в узлах системы газораспределения;
  • нарушению работы системы охлаждение;
  • как следствие — уменьшению ресурса работы двигателя.
Sea - Pro Т 8S
Sea - Pro Т 8S

Что дает процесс?

Приработка лодочных двигателей позволяет деталям притереться друг к другу и, соответственно, лучше функционировать в процессе эксплуатации мотора. Также при обкатке происходит необходимо смазывание всех движущихся узлов прибора: коленвала и подшипников, редукторных шестерней, поршневых колец и цилиндров; определяется, достаточно ли они прилегают друг к другу, как работают «в связке», нет ли недопустимых отклонений.

Что важно знать при проведении?

Процедуру следует проводить аккуратно и не спеша: в процессе ведь будет возникать определенное трение. Детали, вставая на свои места, начнут снимать с поверхности друг друга мельчайшую металлическую стружку. Поэтому важно обеспечить плавную работу агрегата — без перегрева и скачков оборотов. В целом подготовка к обкатке предусматривает:

  • свободное время (потребуется часов десять);
  • достаточное количество бензина (порядка 60 л);
  • хорошее масло (желательно то, которое рекомендует производитель мотора).

Приработка мотора в бочке с водой, как это часто рекомендуют некоторые продавцы, не позволит провести процедуру полноценно. Обкатка должна проводиться только под нагрузкой, но не на холостых и даже не средних оборотах, которые только и может обеспечить резервуар с водой. Поэтому готовьтесь: вам предстоит первый выход на воду. Но не рыбалки или развлечения ради — время и внимание придется посвятить двигателю.

Hidea HD40FES (дист.)
Hidea HD40FES (дист.)

Как провести обкатку деталей и узлов двигателя?

Для двухтактного мотора для лодки:

  • Заведите двигатель и на небольших оборотах и холостом ходу прогрейте в течение 10–15 минут.
  • Начните движение. Примерно час лодочный мотор должен поработать на минимальных оборотах.
  • Газ добавляйте очень постепенно — в течение шести часов каждый час, пока не достигнете ¾ заявленной мощности двигателя.
  • В оставшееся время чередуйте уменьшение и увеличение оборотов лодочного мотора по схеме: 5–10 минут на полной мощности, 5 минут на минимуме и так далее.
  • Перед отключением агрегата переключите его на тихий ход буквально на несколько минут, чтобы выработать остатки бензина в карбюраторе (предварительно отключите его подачу).
  •  редукторе необходимо сразу сменить масло: откройте заглушки и подставьте емкость, чтобы оно стекало. После этого залейте новое масло.

Для четырехтактного лодочного мотора:

  • Один топливный бак выработайте на холостых или малых оборотах.
  • Периодически меняйте частоту оборотов (но не более 2500 за минуту) при открытой наполовину заслонке.
  • После первого часа обкатки разгоните мотор до 3000 оборотов в минуту при открытой на 70% заслонке, периодически открывая ее полностью.
  • В течение 8 часов дайте двигателю работать на малых или средних оборотах, периодически включая на максимальную мощность.
  • Сразу, пока мотор еще теплый, слейте масло в картере: снимите верхнюю крышку, выньте щуп для контроля уровня масла, открутите пробку на слив, закрутите пробку обратно.
  • Через отверстие для щупа с помощи лейки влейте новое масло. Вставьте определитель уровня масла обратно и запустите двигатель на несколько минут. После этого закройте крышку.
  • Замена масла в редукторе происходит по схеме двухтактников.

После процесса обкатки рекомендуется провести техобслуживание лодочного мотора (проверить фильтры и заслонки, цилиндры и поршни и прочие элементы управления). Это можно сделать самостоятельно или, обратившись в специализированный сервис. 

Интернет-магазин «Спорт Экстрим» предлагает большой выбор моторных плавсредств и лодочных двигателей от ведущих отечественных и зарубежных производителей. Заказать продукцию с доставкой по РФ вы можете в режиме онлайн на сайте.

=======================================

Еще больше полезной информации на сайте водно-моторного центра «Спорт-Экстрим» ( https://www.gavane.ru/ ).

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать больше интересного и полезного о водной и моторной технике и не пропустить ничего нового и интересного!