Мало купить хороший лодочный мотор и правильно его установить. Агрегат нуждается в специальной подготовке, которая обеспечит его длительную и бесперебойную работу. Любой новый двигатель, независимо от своего типа и сложности устройства, нуждается в обкатке. О том, почему важна такая процедура и как ее проводить рассказывают эксперты водно-моторного центра «Спорт Экстрим».
Почему лодочный мотор нужно обкатывать?
Дело в том, что на заводе процесс сборки моторов осуществляется на конвейере, поэтому добиться точного совпадения внутреннего диаметра цилиндра с внешним диаметром подшипников коленвала, поршневых колец и шестерней редуктора в принципе нереально. Кроме того, сами новые детали двигателя могут иметь неровности и шероховатости, а также прилегать друг к другу недостаточно плотно.
Что может случиться, если не провести обкатку?
Информация об обязательной обкатке (либо о том, что она уже проведена производителем) указана в инструкции по эксплуатации агрегата. Однако некоторым владельцам моторов не терпится спустить судно на воду и отправиться навстречу «приключениям». И если новый двигатель безвозвратно не заклинит в одну из первых эксплуатаций (и такое бывает), впоследствии это может привестик:
- быстрому износу ключевых деталей (цилиндров, подшипников, поршней);
- поломкам в узлах системы газораспределения;
- нарушению работы системы охлаждение;
- как следствие — уменьшению ресурса работы двигателя.
Что дает процесс?
Приработка лодочных двигателей позволяет деталям притереться друг к другу и, соответственно, лучше функционировать в процессе эксплуатации мотора. Также при обкатке происходит необходимо смазывание всех движущихся узлов прибора: коленвала и подшипников, редукторных шестерней, поршневых колец и цилиндров; определяется, достаточно ли они прилегают друг к другу, как работают «в связке», нет ли недопустимых отклонений.
Что важно знать при проведении?
Процедуру следует проводить аккуратно и не спеша: в процессе ведь будет возникать определенное трение. Детали, вставая на свои места, начнут снимать с поверхности друг друга мельчайшую металлическую стружку. Поэтому важно обеспечить плавную работу агрегата — без перегрева и скачков оборотов. В целом подготовка к обкатке предусматривает:
- свободное время (потребуется часов десять);
- достаточное количество бензина (порядка 60 л);
- хорошее масло (желательно то, которое рекомендует производитель мотора).
Приработка мотора в бочке с водой, как это часто рекомендуют некоторые продавцы, не позволит провести процедуру полноценно. Обкатка должна проводиться только под нагрузкой, но не на холостых и даже не средних оборотах, которые только и может обеспечить резервуар с водой. Поэтому готовьтесь: вам предстоит первый выход на воду. Но не рыбалки или развлечения ради — время и внимание придется посвятить двигателю.
Как провести обкатку деталей и узлов двигателя?
Для двухтактного мотора для лодки:
- Заведите двигатель и на небольших оборотах и холостом ходу прогрейте в течение 10–15 минут.
- Начните движение. Примерно час лодочный мотор должен поработать на минимальных оборотах.
- Газ добавляйте очень постепенно — в течение шести часов каждый час, пока не достигнете ¾ заявленной мощности двигателя.
- В оставшееся время чередуйте уменьшение и увеличение оборотов лодочного мотора по схеме: 5–10 минут на полной мощности, 5 минут на минимуме и так далее.
- Перед отключением агрегата переключите его на тихий ход буквально на несколько минут, чтобы выработать остатки бензина в карбюраторе (предварительно отключите его подачу).
- редукторе необходимо сразу сменить масло: откройте заглушки и подставьте емкость, чтобы оно стекало. После этого залейте новое масло.
Для четырехтактного лодочного мотора:
- Один топливный бак выработайте на холостых или малых оборотах.
- Периодически меняйте частоту оборотов (но не более 2500 за минуту) при открытой наполовину заслонке.
- После первого часа обкатки разгоните мотор до 3000 оборотов в минуту при открытой на 70% заслонке, периодически открывая ее полностью.
- В течение 8 часов дайте двигателю работать на малых или средних оборотах, периодически включая на максимальную мощность.
- Сразу, пока мотор еще теплый, слейте масло в картере: снимите верхнюю крышку, выньте щуп для контроля уровня масла, открутите пробку на слив, закрутите пробку обратно.
- Через отверстие для щупа с помощи лейки влейте новое масло. Вставьте определитель уровня масла обратно и запустите двигатель на несколько минут. После этого закройте крышку.
- Замена масла в редукторе происходит по схеме двухтактников.
После процесса обкатки рекомендуется провести техобслуживание лодочного мотора (проверить фильтры и заслонки, цилиндры и поршни и прочие элементы управления). Это можно сделать самостоятельно или, обратившись в специализированный сервис.
Интернет-магазин «Спорт Экстрим» предлагает большой выбор моторных плавсредств и лодочных двигателей от ведущих отечественных и зарубежных производителей. Заказать продукцию с доставкой по РФ вы можете в режиме онлайн на сайте.
=======================================
Еще больше полезной информации на сайте водно-моторного центра «Спорт-Экстрим» ( https://www.gavane.ru/ ).
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать больше интересного и полезного о водной и моторной технике и не пропустить ничего нового и интересного!