Найти тему
КИНОФАРВАТЕР

"Не совсем Голливуд". Австралийские фильмы: от "Безумного Макса" до "Шоу Трумана".

Оглавление

Было время, когда Австралия являлась одной из самых интересных стран с точки зрения Кинематографа, но нельзя сказать, что она была успешной. Скорее наоборот! Все фильмы, которые создали целое течение "Австралийская Новая Волна" (да, есть и такое!), были стилизованы под американские фильмы категории "Б". То есть понимаете, да, эксплуатировать фильмы, которые эксплуатируют тот или иной жанр. Надо сказать, что Тарантино от этих фильмов и вообще этого течения, был просто в восторге.

Байкеры, эротика, фильмы ужасов, боевики - все это умножалось в своей жанровости до пределов, а началось все с запретов и кризиса, разумеется. Австралийское кино переживало худшие свои дни и в один момент молодые режиссеры, которые насмотревшись американских фильмов, стали делать свои. Самое интересное, что эти фильмы хоть и не выпускались в широкий прокат, но все-таки спонсировались "Австралийской корпорации развития кинематографа".

Об этих режиссерах и просто чумовых фильмах и пойдет речь.

1. Тим Бёрталл и Ричард Франклин.

"В каждом из нас есть немножечко Сторка" - гласит слоган фильма, про озабоченного долговязого хама.

Тим Бёрсталл был одним из первых, кто решил эксплуатировать эти жанры, в данном случае - тупая молодежная комедия. Он будет приверженцем следующей мысли: если на экране молодая девушка оголяет торс, хоть какую-то аудиторию фильм заинтересует. Тогда в Австралии это было не зазорно и даже наоборот: не было ничего постыдного в том, чтобы зафиксировать свою красоту навечно. С усилением феминизма, конечно, на это смотрели именно как на эксплуатацию или "сексплуатацию" - именно это слово и дало название подобному жанру, на который ходили с большим удовольствием. Но важно понимать, что речь идет, разумеется, не о широком прокате. Подобные фильм показывались в drive-in: кинотеатрах под открытым небом, где сидя в машине можно было смотреть фильмы.

И подобных фильмов было просто уйма. Самым известным и лучшим в этом жанре считался "Фантазм" Франклина. Описание фильма, я думаю, излишне...

2. Саймон Уинсер. "Снимок".

Режиссер: Саймон Уинсер. Австралия. 1979.
Режиссер: Саймон Уинсер. Австралия. 1979.

Австралийский Хичкок, который вошел в историю благодаря этому фильму и одной из сцен с комнатой, обклеенной одной и той же фотографии девушки. Как если бы Альфред Хичкок экранизировал "Коллекционера" Фаулза. Сцена знаменита еще тем, что девушка чуть не сгорела во время съемок.

Вообще отношение австралийских режиссеров к актерам и каскадерам было нещадно. Они пренебрегали правилам безопасности, не ограждали улицы, дороги, поджигали каскадеров, снимая их очень долго одним планом, бросали с огромной высоты, хорошо если в воду, хотя если внизу была вода, то падающий непременно должен быть подожженным. Аварии, падение с лошадей, мотоциклов, вертолетов, использование настоящих пуль вместо холостых... И, разумеется, все это не могло всегда кончаться хорошо... Почему так делали? Суть не только в финансах, а скорее в безбашенности. Люди хотели создавать что-то мега крутое в визуальном плане и безумное. То, что было бы схоже с внутренним состоянием героев. И это срабатывало еще как...

3. Дэвид Хеммингс.

Режиссер: Дэвид Хеммингс. Австралия. 1981.
Режиссер: Дэвид Хеммингс. Австралия. 1981.

Хеммингс вообще очень успешный фильммейкер. Когда он снял фильм "14" в 1973-ем, он получил две награды на Берлинском Кинофестивале.

"Выживший", наверно самый интересный эксплуатационный жанр фильмов ужасов или фильма-катастрофы. Он рассказывает о пилоте, который терпит авиакатастрофу на своем самолете с пассажирами. Он спасает целый город, пикируя в другом направлении, но самолет разбивается и единственный кто остается в живых, это сам пилот, которого мучают призраки трехсот погибших пассажиров.

4. Филипп Мора. "Бешенный Пес Морган".

Режиссер: Филипп Мора. Австралия. 1976.
Режиссер: Филипп Мора. Австралия. 1976.

Наверно лучший фильм Филиппа Мора. Кровавый и беспощадный Вестерн, который не оставит Вас равнодушным. Из всей этой подборки, этот фильм заслуживает внимания, не только потому что это просто интересный отрезок в истории кино, а по причине самого себя.

В главной роли после пятилетнего запоя, решил сняться Деннис Хоппер и сыграл он там потрясающе! Вообще фильм очень хорош и кажется, что все условности просто играют на стилистику фильма: плохая накладная борода на главном герое, монтажные переходы, транслирующие смысл, а не подробно раскрывающие актерский или сюжетный процесс, низкое качество изображения под камеру 16мм и так далее... Но именно это и создает особую атмосферу фильма, который можно смотреть в первую очередь и восхищаться им, особенно если любишь такой жанр, как вестерн.

5. Джордж Миллер. "Безумный Макс".

Режиссер: Джордж Миллер. Австралия. 1979.
Режиссер: Джордж Миллер. Австралия. 1979.

Наверно самый известный австралийский фильм, который породил целую франшизу. Трэшовый дизельпанк, в котором снялся самый удачный и бешенный вариант для безумности Макса в виде Мэла Гибсона, которому этот фильм и принес славу. Джордж Миллер, возможно, самый известный австралийский режиссер, который мог снимать что угодно. Ну ведь сложно поверить, что "Безумного Макса" и фильм про поросенка "Бэйба" снял один и тот же режиссер.

Вообще Австралия подарила нам множество великолепных артистов: Мэл Гибсон, Хью Джекман, Николь Кидман, Джеффри Раш и других... А Джордж Миллер - это явный пример отличного австралийского режиссера, который вышел за рамки эксплуатационного кино.

6. Брайан Тренчард-Смит. "Охота на Индюшек".

Режиссер: Брайан Тренчард-Смит. Австралия. 1982.
Режиссер: Брайан Тренчард-Смит. Австралия. 1982.

Если Вы поклонник "Бегущего Человека" или "Голодных Игр", то забудьте о них, потому что перед Вами "Охота на Индюшек".

Даже некоторые австралийские актеры и режиссеры этих же жанров говорили, что это какой-то перебор. Ужасный, грубый и жестокий фильм и даже сложно поверить в то, что он такой, и что он вообще существует. Так что если и смотреть, то на свой страх и риск.

7. Питер Уир. Смотрите любой фильм - не ошибетесь.

"Галлиполи". Режиссер: Питер Уир. Австралия. 1981.
"Галлиполи". Режиссер: Питер Уир. Австралия. 1981.

Наверно, лучший австралийский режиссер, который если по началу и занимался фильмами подобным выше, то быстро забросил это дело. Коллеги отзывались о нем с цинизмом и пренебрежительно называли "интеллектуалом", а кто-то даже предателем... Ведь он и Джордж Миллер покинули родную Австралию отправившись в Голливуд.

А фильме, тем временем, у него самые достойные. Будь то военная драма "Галлиполи"; "Свидетель" с Харрисоном Фордом; Модный "интеллектуальный" и здоровский фильм на все времена "Общество Мертвых Поэтов"; И наконец самый популярный "Шоу Трумэна" с Джимом Керри. Хотя, конечно, большинство из его фильмов сняты уже в Америке.

* * *

"Австралийская Новая Волна" держалась чуть дольше целого десятилетия и своим главным приемом "это настолько плохо, что просто отлично, а местами гениально", создало целое поколение таких режиссеров, чьи фильмы созданы просто, чтобы словить кайф и получить удовольствие от них, без претензии на философию, хотя и тут есть свои исключения.

И из целой тонны подобных фильмов, хоть один Вам обязательно понравится. Жанров, которых можно эксплуатировать - масса, а значит и зритель найдется...

__________________________________________________________________________________________

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

А какие австралийские фильмы знаете и любите Вы? Пишите в комментариях и оставляйте свои австралийские лайки!

Не забудьте подписаться! Всем добра и здоровья!