Найти тему
KINOLIVE

100 Величайших фильмов ужасов всех времён по версии IndieWire – часть VIII

Оглавление

30) «Плетёный человек» (Робин Харди, 1973)

Плетёный человек
Плетёный человек

«Удары легче держать при согнутых коленях» — говорит лорд Саммерайл в классической манере Робина Харди. А кто, спросите вы, это лорд Саммерайл? Не скажу. Чем меньше вы знаете о сюжете «Плетёного человека», тем лучше. Истории о том, как полицейский прибыл на остров, чтобы расследовать исчезновение маленькой девочки, редко заканчивается хорошим финалом, но к такой развязке вы точно не будете готовы. Даже ремейку 2006 года не удалось прикоснуться к величию оригинала, если не считать игру Николаса Кейджа, которая забавляла своею причудливостью. Так что «Плетёный человек» 1973 года по-прежнему остаётся идеальным образцом для обязательного ознакомления, приятно обманывающего ваши ожидания.

29) «Невинные» (Джек Клейтон, 1961)

Невинные
Невинные

Вернутся ли они когда-нибудь, чтобы завладеть живыми? Тот самый вопрос, который иронично задаётся во вводящем в заблуждение трейлере экранизации параноидального романа «Поворот винта», где главную роль исполняет актриса Дебора Керр в роли молодой гувернантки, нанятой присматривать за двумя детьми в сельской усадьбе. Огромный особняк, но при этом взывающий клаустрофобические ощущения; жуткие, но в то же время ангелоподобные дети. Вы, конечно, можете сказать, что знаете, к чему это приведёт, если наблюдали такую картину во многих фильмах с привидениями, но будьте уверены, «Невинные» способны удивить. Подлинное упражнение отображающий минимализм в словах «чем меньше видишь, тем страшнее становится», где сценаристы Уильям Арчибальд и Трумэн Капоте через адаптацию романа Генри Джеймса дают возможность мельком взглянуть и еле услышать неопределённую истину. А что же касается вопроса, заданного трейлером, то вряд ли на него можно дать исчерпывающий ответ.

28) «Пульс» (Киёси Куросава, 2001)

Пульс
Пульс

Фильмы поднимающих тему взаимодействия человека с Интернетом (и в Интернете), не были так распространены в 2001 году, как сейчас, но мало кто произвёл такое сильное впечатление, как, например, картина «Пульс». Лучший фильм Киёси Куросавы пугает не только призраками, но и своим прорицанием — идеи не могут быть изгнаны. Потусторонние духи сродни компьютерному вирусу, которые медленно погружают мир в состояние апокалипсиса, занимая место живых, чтобы сказать: «Смерть — это вечное одиночество». Как и многие великие ужасы, «Пульс» выходит за пределы своих жанровых корней в сторону чего-то большего. В этом смысле он похож на компьютерный вирус из фильма — он растёт и незаметно изменяется, воздействуя на зрителей так, как вы никогда бы не могли подумать.

27) «Омен» (Ричард Доннер, 1976)

Омен
Омен

Первая часть трилогии «Омен» до сих пор считается одним из самых жутких фильмов всех времён. Фильм повествует о «невинном» мальчике, который сам и его окружение, включая отца-дипломата и его жену, не знают, что он Антихрист. Картина представляет собой худший кошмар любого родителя, предпочитая больше нагнетать атмосферу и демонстрировать по-настоящему пугающие сцены смертей через повешение, обезглавливание и прокалывание под знаменитую зловещую оскароносную партитуру Джерри Голдсмита. В нагнетание саспенса «Омену» также помогает великолепный актёрский состав во главе с выдающимся Грегори Пеком, который со всей ответственностью подходит к своей работе и выдаёт сильнейший перформанс. И конечно, не забудем упомянуть Харви Стивенса в роли ребёнка сатаны, пугающего своим бледным лицом. «Омен» породил два сиквела и ремейк 2006 года, которого следует избегать, по крайней мере, до того момента, пока не посмотрите его оригинал.

26) «Невеста Франкенштейна» (Джеймс Уэйл, 1935)

Невеста Франкенштейна
Невеста Франкенштейна

«У науки, как и у любви, есть свои маленькие сюрпризы…». Монстр Франкенштейна — это абстракция, чистый холст, на который зрители могут проецировать всё, что им угодно, а именно, и, что наиболее очевидно, склонность человека к насилию и склонность яростно отвергать то, что отражает наши худшие качества обратно в себя. Городские жители в фильме «Франкенштейне» и его сиквеле ведут себя безобразно, преждевременно оценивая чудовище с негативной стороны; Невеста, казалось бы, могла бы стать той единственной, кому удалось бы наладить с ним общение, но в итоге появившаяся только под финал, она отвергает его. В «Невесте Франкенштейна» ни один из героев не получает желаемого, и это одна из причин, почему сюжет этой картины спустя 80 с лишним лет скорее вызывает печаль, чем страх.

25) «Суспирия» (Дарио Ардженто, 1977)

Суспирия
Суспирия

Дарио Ардженто после своего идеального джалло «Кроваво-красное», решил коснуться сверхъестественной тематики в своём следующем фильме «Суспирия», который стал первой частью трилогии о «Трёх матерях». Юная американка Сюзи получает место в престижной танцевальной академии в Германии, но вскоре выясняется, что школа — это пристанище для древнего зла, желающее поглотить её. За исключением фильма «Преисподняя» 1979 года, Ардженто больше не баловал нас такой изящной формой, как в «Суспирии». Здесь впервые Ардженто сочетает яркие декорации и ослепительные красные, синие и зелёные цвета, с подлинной красотой абсолютно жестоких и кровавых сцен убийств. Почти невозможно оценить «Суспирию» простыми словами, этот опыт нужно испытать. Именно поэтому Лука Гуаданьино не стал переделывать «Суспирию», а вместо этого он создал свой вариант фильма, опираясь лишь на эмоции, которые вызвала арджентовская картина.

24) «Птицы» (Альфред Хичкок, 1963)

Птицы
Птицы

С одной стороны, это единственный фильм Хичкока, где его финал подразумевал конец света, подкрепленный оригинальным концепт-артом Роберта Бойла, показывающим мост Золотые Ворота, покрытый птицами, что даже Сан-Франциско пал в битве с птичьими повелителями. С другой стороны, это такое чистое выражение о том, насколько мы принимаем нормальность как должное. Мы проживаем свою жизнь и думаем, что она нам подвластна. Словно светская жительница Сан-Франциско (Типпи Хедрен), которая хочет подшутить над самодовольным жителем Бодега-Бей (Род Тейлор). И вдруг обрушивается ошеломляющая катастрофа — в данном случае, как выразился один из персонажей «птичья война», — навсегда меняющая всю вашу жизнь, без какого-либо возврата к былой нормальности. Вся наша жизнь — это бесконечная борьба на острие бритвы, но мы предпочитаем не думать об этом. Во второй половине фильма Хичкока раз за разом удивляет своими эффектными сценами, включая потрясающий момент в закусочной, в которой горожане предлагают множество различных вариантов о том, из-за чего птицы восстали: есть евангелист цитирующий Писание о конце света; ученый думающий, что этому есть логическое объяснение; пьяница считающий, что массовое убийство птиц решит все проблемы; женщина решившая обвинить персонажа Хедрен: «Я думаю, что вы зло! Злоооо!!!» Интересно, а как бы мы повели себя, если бы знали, что за окнами разворачивается конец света?

23) «Я гуляла с зомби» (Жак Турнёр, 1943)

Я гуляла с зомби
Я гуляла с зомби

Ты веришь лжи, которую говоришь? В этом изящном фильме продюсера Вэла Льютона подразумевается, что вера в свою ложь может стать правдой. «Я гуляла с зомби» со привкусом философской дымки повествует историю молодой медсестры (Фрэнсис Ди), которая отправляется на Карибский остров Святого Себастьяна, чтобы ухаживать за женой богатого плантатора (Том Конуэй), способная лишь ходить и тоскливо смотреть вдаль, но никак не осознавать происходящее. Афро-Карибское сообщество считает её «зомби», согласно приданиям вуду — её прокляли, потому что у неё был роман с братом её мужа. И медсестра тоже начинает в это верить. После следует первый оптический взгляд Голливуда на то, что происходит, когда белые люди пытаются использовать чёрную культуру. Чувство глубокой меланхолии наполняет картину «Я гуляла с зомби», проецируя тоску колонизированных: «Вот почему они всё ещё плачут, когда рождается ребёнок, и веселятся на похоронах».

22) «Отвращение» (Роман Полански, 1965)

Отвращение
Отвращение

Картина Романа Полански о замкнутой женщине (Катрин Денёв), которая теряет рассудок, оставаясь одна в своей квартире, является тревожным портретом оскорблённой, отчуждённой женщины, чьи переживания от посягательства и одиночества доводят её до грани безумия. Тревожная актёрская игра Денёв иллюстрирует, как бедная бельгийка переживает серию потрясений — проживает в тесном соседстве со своей неразборчивой сестрой, а затем оказывается в одиночестве в стенах своего дома, где она терпит ужасное вторжение, как реальное, так и воображаемое, — пока, наконец, не даёт отпор, приводящий к кровавым и разрушительным последствиям. Зернистая, упрощённая чёрно-белая палитра фильма поддерживает напряжённость во всех воссозданных аспектах; тут нет дешёвых неожиданных поворотов, но есть актуальный взгляд на проблемы гендерного неравенства, во многом опередившая своё время. Даже запятнанное имя Полански не отменяет неоспоримую ценность «Отвращения», подчеркивающее ужасы посягательства, доказывающее, что даже единичные случаи могут иметь огромные последствия, и убежать от этого невозможно, так как оно уже заложено в подкорке твоего сознания.

21) «Кэрри» (Брайан Де Пальма, 1976)

Кэрри
Кэрри

Твой выпускной, возможно, был испорчен, но «Кэрри» тут точно не причём. Сисси Спейсек непросто так получила номинацию на «Оскар» за роль в этой картине: её финальное перевоплощение — главная причина, по которой эта смертоносная экранизация романа Стивена Кинга считается непросто оправданной сагой о мести, а чем-то гораздо сложнее. Свинья кровь и телекинез узнаваемые атрибуты этого фильма не стали бы столь значительны, если бы не поднимали более актуальные темы травматического аспекта переходного возраста. Де Пальма тогда был на пике своей карьеры – «Сёстры», «Прокол», «Бритва» – были сняты в течение пяти лет после выхода «Кэрри», но всё равно так и не достигли её величия.

Английский оригинал статьи на: indiewire.com

Если вам понравилась это статья пожалуйста делитесь, подписывайтесь, лайкайте, а также читайте:
100 Величайших фильмов ужасов всех времён по версии IndieWire – часть VII
100 Величайших фильмов ужасов всех времён по версии IndieWire – часть VI
100 Величайших фильмов ужасов всех времён по версии IndieWire – часть V
Первоначальная версия «Лиги Справедливости» от Зака Снайдера готовится в производство
10 персонажей «Игры Престолов», которые потеряли свой первоначальный шарм
5 лучших (и 5 худших) фильмов Ридли Скотта по версии IMDb
10 страшных серий сериала «Секретные материалы» (The X-Files)
Сериал «Остаться в живых»: 10 ужасных поступков Бена
10 лучших фильмов про призраков за последние 5 лет
Невиновный грешник: рецензия на мини-сериал "Однажды ночью" (The Night Of)