Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

«Катушек мерное вращенье И ленты в паузах шипенье...»

Моё увлечение аудио начиналось в ту пору, когда балом правили катушечные магнитофоны. Кассетники, как серъёзный источник звука, никто не рассматривал: поначалу их удел был занимать лидирующие позиции лишь в сфере портативной техники. Конечно это соответствовало действительности лишь в СССР.За границей уже в середине 70-х существовали кассетные деки способные конкурировать с катушечными магнитофонами,но у нас такие стали появляться лишь в начале 80-х и по таким ценам, что оставалось лишь мечтать и довольствоваться тем,что было более доступно.И если весь период 80-х катушечные(не люблю слово «бобинный»)магнитофоны ещё более-менее на равных конкурировали с «кассетниками»,то в 90-е они(катушечники) окончательно сдали свои позиции.Во-первых народ, в основной своей массе, сделал выбор в пользу удобства,а во-вторых, хлынувший к середине 80-х на отечественный рынок поток импортных кассет(по 9 руб.) тоже сыграл решающую роль.Ну да,справедливости ради замечу что и импортные катушки(AGFA,ORWO,BASF) тоже появились в продаже и хотя цен на них я уже не помню,но помню что они были заметно дороже кассет. Вобщем «кассетники» дуэль выиграли,но ненадолго.В итоге и они отступили перед натиском компакт-диска.Но это всё было потом.А вначале...

...В начале были 70-е и, если не считать портативный катушечный магнитофон «Лира-206», то первым стационарным катушечником стал у меня магнитофон-приставка «Нота-304».Так же как и в «виниловой» теме, где для многих школьной партой был «Аккорд-201», для любителей магнитной записи такой «партой» стала «Нота»: на то время это был самый доступный по цене аппарат.Но рассказывать о нём я не стану.Это уже было в статье «Вначале было слово «моно»» и при желании можно перейти по ссылке и прочитать тот материал. А вот дальше...

...А дальше была импульсивная покупка магнитофона «Эльфа-332 стерео». На приставку «стерео» я(16-ти летний) тогда и повёлся.А ведь по-сути это были те же «фаберже» только сбоку «Эльфа-332» от «Ноты» ушла недалеко.Ну да, «стерео»,но,при этом всё с той же 9-й(9,53 см/с) скоростью(при том что стандартом качественного звучания являлась «де факто» скорость 19,05 см/с.И ещё,в отличии от «Ноты» аппарат был автономен: имел встроенный динамик и моноусилитель НЧ(как «стерео»магнитофон работал лишь с линейного выхода).Правда и цена была сравнительно невелика(что-то в р-не 220-240 руб).И вот вроде и не было у меня к данному аппарату серъёзных претензий,но и любви тоже не случилось.Просто хотелось большего. И появилась ещё одна «Нота».На этот раз «203 стерео».

Сколько же я про неё читал всякого - разного спустя почти четыре десятилетия. Даже не знаю каких высказываний было больше: негативных или позитивных. И хотя я и с большинством негативных могу согласиться,но при одном «Но»(извиняюсь за каламбур): Да,аппарат неидеален,но назовите другой,идеальный,за эту же(290 руб.)цену. Вот то то и оно.

Те,чья молодость и увлечение звуком пришлись на 70-80-е прекрасно помнят что «катушечник-вертикалка»-это считалось круто и к тому же все «вертикалки» были рассчитаны на ленту 525 метров,а более поздние модели первого и высшего класса позволяли и «километровки» использовать.Вот только «километровок» в СССР не выпускали,увы.Так что в 80-е стандартом считалась катушка 525 м. Но некоторые моделей магнитофонов были рассчитаны лишь на ленту 375 м.Так в общем и целом неплохой магнитофон «Комета-212 стерео» не имел возможности использовать 525 метровую плёнку.И это его в итоге сгубило.В противном случае он бы ещё мог прожить на конвейере.

Комета-212 стерео.
Комета-212 стерео.

Моя первая «Нота-203»(а всего их было три) работала в связке с электрофоном «Арктур-004»(и его штатными АС-25АС-309) и тогда мне(неизбалованному и неискушённому) казалось что всё «ништяк».Но аппетит,как известно,приходит во время еды...Вот только «меню» в магазинах в те времена было не очень.И прежде чем я сделал шаг в сторону чего то более лучшего(как мне поначалу казалось) прошло значительное время.

«Магнитофон-приставка "Илеть-103-стерео" с 1983 года выпускалась Волжским электромеханическим заводом. МП предназначена для использования в комплексе с УКУ и АС. МП можно использовать и автономно, прослушивая фонограммы через стереотелефоны. Предусмотрена возможность трюковых записей, путем смешивания сигнала со входа для микрофона и любого другого, а также перезаписи фонограмм с одной дорожки на другую. Система шумопонижения обеспечивает уменьшение уровня помех при воспроизведении. Ускоренная перемотка магнитной ленты и трёхдекадный счётчик помогают находить нужные записи. В комплекте может быть пульт проводного ДУ. Скорость движения ленты 19,05 см/сек и 9,53 см/сек. Максимальное время записи в режиме "Стерео" 2х46 и 2х92 минут, в режиме "Моно" 4х46 и 4х92 минут. Рабочий диапазон частот на ЛВ - 31,5...20000 Гц и 31,5...14000 Гц. Коэффициент детонации ±1 и ±0,2%. Коэффициент гармоник на ЛВ - 2%. Относительный уровень шумов и помех в канале З/В -62 дБ. Потребляемая мощность 130 Вт. Габариты аппарата 470х410х210 мм. Его масса 20 кг.».

«Пульт ДУ» в комплекте действительно был- это был примерно трёхметровый(точную длину не помню) кабель с пластиковой коробочкой на конце и единственной кнопкой «пауза».Для чего такое дистанционное управление? Вот и я не знаю.Правда это проводное ДУ можно было использовать ещё и в качестве удлинителя для наушников: для этого с торца «пульта» было предусмотрен 5-ти штырьковый разъём стандарта DIN.Что касается звука то конечно «Илеть» звучала куда как более «благородно» чем «Нота-203»,Было бы удивительно если бы за 680 руб.было иначе.Но на этом все её достоинства и заканчивались.ЛПМ был однозначно сырой и к тому же одномоторный.Архаично выглядело и механическое управление.Про надёжность я вообще молчу: за год аппарат дважды побывал в ремонте(к счастью по гарантии).Но таскать такой «гроб» в мастерскую-удовольствие ещё то.В итоге при первой же возможности я от данного магнитофона избавился,но поскольку альтернативы ещё какое-то время не находилось,а слушать и записывать музыку было необходимо,то ещё дважды приобретал себе «Ноту-203».И наверное поэтому о «Ноте» у меня нет негативных воспоминаний.Во всяком случае из тех трех экземпляров меня ни один НИ РАЗУ не подвёл.Нет у меня негативных воспоминаний и об «Орбите-106»: данный аппарат прослужил мне пару лет верой и правдой.

«Катушечный магнитофон-приставка "Орбита-106-стерео" с 1984 года выпускался Ленинградским заводом "Пирометр". ''Орбита-106-стерео'' - настольный катушечный магнитофон-приставка 1-й группы сложности, предназначенный для записи фонограмм на магнитную ленту с микрофона, радиоприёмника, радиолинии, телевизора и воспроизведения сделанной записи через выносные АС, или УКУ с АС. Скорость движения ленты 19,05 и 9,53 см/сек. Время записи на одной дорожке ленты толщиной 34 мкм при скорости 19,05 см/с - 96 минут, 9,53 см/с - 192 минуты. Время перемотки 150 секунд. Относительный уровень шумов в канале З/В при скорости 19,05 см/с - 58 дБ, 9,53 см/с - 52 дБ. Коэффициент гармоник при скорости 19,05 см/с - 2,5 %, 9,53 см/с около 2 %. Коэффициент детонации при скорости 19,05 см/с - 0,1 %, 9,53 см/с - 0,25 %. Полоса частот на скорости 19,05 см/с 31,5...20000 Гц, 9,53 см/с 31,5...14000 Гц. Частота тока подмагничивания 85 кГц. Номинальная выходная мощность 5 Вт, максимальная 15 Вт. Потребляемая мощность 150 Вт. Масса МП - 24 кг.».

К сожалению на этом мой опыт с «катушечниками» себя исчерпывает.У меня не было ни «Олимпов» ,ни «Электроник»,ни чуть более простых,но при этом достаточно приличных аппаратов типа «Ростов» или «Идель».Правда даже сейчас у меня есть отреставрированный омский монофонический «Сатурн-201» да и стереофонический «Сатурн-202» когда-то был(но недолго).Но зато у меня есть воспоминания,а ещё есть друзья у которых и сейчас имеются настоящие катушечные «легенды»: AKAI GX 650D/646/747/77,Tandberg TD-20a,Tascam BR20,Revox-77 и поэтому как звучит хороший магнитофон я знаю не только по воспоминаниям.И я бы рад вернуться к тому звуку,но останавливает отсутствие фонотеки да и стоимость хорошей магнитной ленты мне не «по зубам».А вот сами магнитофоны вполне доступны.Да,позволить себе Tascam,Otary или Studer могут немногие,но Олимп может приобрести любой желающий.Вот только таких желающих и ценящих наследие прошлого с каждым днём всё меньше.С’est la vie,блин.

Все иллюстрации к статье взяты из открытых интернет-источников.