Найти тему
Версии жизни

Почему Пастернак отказался от Нобелевской премии?

По традиции все экскурсоводы Стокгольма приводят туристов в городской ратуше. Здесь 10 декабря в день смерти Альфреда Нобеля, основателя престижной премии с 1901 года проходит церемония награждения лауреатов. Наш гид, рассказывая о торжествах, не преминул подчеркнуть, что за всю историю только один лауреат – Борис Пастернак добровольно отказался от награды.

Борис Пастернак. Фото  из открытого доступа.
Борис Пастернак. Фото из открытого доступа.

Не ведая ничего о нашей истории, гид, конечно, не знал, что отказ Бориса Пастернака был скорее принудительным, чем добровольным. Постараемся в этом разобраться.

Писатели, поднявшиеся на этот литературный Олимп, всегда вызывали повышенный интерес. Мы своих лауреатов знаем поименно - это Иван Бунин, Борис Пастернак, Михаил Шолохов, Александр Солженицын, Иосиф Бродский.

Впечатляет и список тех, кто неоднократно представлялся к награждению, но по необъявленным причинам остался за бортом. Великий русский писатель Лев Толстой выдвигался, между прочим, к награждению пять раз.

Вносились на рассмотрение стихи Анны Ахматовой, проза Константина Паустовского, Максима Горького, Леонида Леонова, Николая Бердяева, Дмитрия Мережковского, Марка Алданова, Ивана Шмелева.

Их литературная слава стала сегодня достоянием всего просвещенного мира. Но самая трудная судьба ждала после награды Б.Л.Пастернака. О славе никто не вспоминал, а ему пришлось обороняться от власти.

Чашу эту мимо пронеси

Борис Пастернак писал не только стихи, но и занимался переводами, литературной критикой, после войны войны взялся за роман "Мальчики и девочки". Но после Постановления о журналах "Звезда" и "Ленинград" Пастернак тут же попал в число обвиняемых в отрыве от народа и "непризнании нашей идеологии".

Первый контрольный выстрел в поэта, безусловно, был связан с тем, что стало известно о его первом выдвижении на Нобелевскую премию. Поэт вылил все свои мучительные сомнения в стихах, которые обозначил как тетрадь героя романа Юрия Живаго.

Евангельский сюжет и личное соединились в одном из самых блестящих стихотворений "Гамлет" - если только можно, Авве отче, чашу эту мимо пронеси. Не пронес.

В марте 1948 в журнале "Новый мир" был сделан абсурдный вывод - "творчество Пастернака нанесло серьезный ущерб советской поэзии". Но несмотря на удушливую атмосферу работа над романом под новым названием "Доктор Живаго" была закончена. Автор сдал его в журналы "Новый мир" и "Знамя". Но внятного ответа о времени публикации не получил.

Зато в Италии, куда отправилась рукопись (через Союз писателей, кстати) в издательстве Фельтринелли не мешкали. Книга вышла на итальянском и других языках.

Быть знаменитым некрасиво

Признание заслуг Пастернака пришло от Нобелевского комитета в 1958 году. Премия была присуждена с формулировкой "за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы".

Но после мирового признания все произошло наоборот. В Советском Союзе по всем "правилам" развернулась общественная компания с грубыми проклятьями в письмах трудящихся по одной кальке - роман "Доктор Живаго" не читал, но автора презираю.

В эти же дни Б.Л.Пастернака исключили из Союза писателей. Московское отделение Союза писателей обратилось с просьбой о лишении его гражданства и высылке за границу. В Генпрокуратуре на всякий случай пригрозили арестом за измену Родине.

Перестраховщики явно перестарались. Посланная Пастернаком в Нобелевский комитет телеграмма с отказом от награды, вызвала в мире бурю протестов. В ситуации международного скандала ТАСС опубликовал сообщение, что Пастернаку "гарантирована неприкосновенность личности и беспрепятственность его поездки в Швецию".

В поддержку поэта поступали письма со всего мира. Он вернулся к творчеству, отболела его душа в горечи "Нобелевской премии", засверкали пафосом самоиронии последние стихи.

"Художник разговаривает с Богом", - сказал Борис Пастернак известному дирижеру Л.Бернстайну, который навестил его в Переделкино весной. К Богу Поэт ушел 30 мая 1960 года. Как часто здесь, в Переделкино, звучат его последние строки - и дольше века длится день, и не кончается объятье - об этом знает только небо.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц