Первые рок-клубы (а не помещения для желающих потешить публику рок-н-роллом) появились в Белоруссии в конце 80-х, когда повзрослевшие и ставшие более избирательными в своих вкусах меломаны ощутили жгучую потребность в тусовках. 80-е годы - это в полном смысле слова основополагающие для становления рок-клубов времена. Исконной столицей клубного движения в Белоруссии был и остается Минск, который всегда лидировал по количеству как открываемых, так и по количеству закрываемых рок-клубов.
Первым минским рок-клубом можно (и нужно) считать одно уникальное помещение в Троицком Предместье, действительно первое место, где белорусские рок-команды получили возможность более или менее систематически выступать. Клуб просуществовал больше года, и уже к концу 80-х кафе, где так любила выступать "Мроя", закрылось. Но меломаны почувствовали вкус к концертным вечеринкам, поэтому возникшее в 1990-м году "Арт-кафе "Проспект" оказалось очень кстати, его организатор Василий Шугалей (он "родом" из известной ранее группы "Ы-Ы-Ы") создал воистину элитарный клуб, в рамках которого, кстати, проходили знаменитые "Вечера авангарда и абсурда". Чтобы понять, как это было, можно просто перечислить несколько групп, которые там "засветились": "БИ-2" (да-да, те самые), "Ляпис-Трубецкой" и "Ночной проспект" (Россия). "Арт-кафе "Проспект" просуществовало два года, после чего все закончилось. Но аншлаги, группы, сама атмосфера арт-кафе меломанами со стажем помнится и поныне.
Параллельно с "Проспектом" возникла "Астролябия", территориально размещавшаяся в ДК МТЗ. Там главной (далеко не сразу конечно) группой всегда считалась "Нейро-дюбель", которая, кстати говоря, в противовес официальной версии, начинала играть именно в 1990-м, а не в 1992-м году. "Астролябия" существовала ровно год, после чего ее двери захлопнулись, и в ДК пришли "Три Поросенка". "Поросята" стали чем-то принципиально новым для минской рок-тусовки. Во-первых, политикой клуба всегда считался прицел на команды "первого эшелона", преимущественно хард-роковые, поэтому молодых коллективов там практически не было. А во-вторых, уровень подготовки и организации у "Астролябии" был на вполне серьезном уровне, и впервые в Минске у меломанов появился выбор, а у клубов - некое подобие конкуренции. Впрочем, ненадолго.
Открывшийся в 1994-м в Доме пионеров клуб "Аддис-Аббеба", детище Сергея Михалка ("Ляпис-Трубецкой"), был знаменит не столько проводившимися в нем концертами, сколько форменным театральным "издевательством" под названием "Бамбуки", где классические театральные постановки рокерами переиначивались просто до неузнаваемости. Впрочем, все было сделано действительно талантливо и без современного стремления опошлить. А в плане новизны... Ну, скажем, в одной из постановок небезызвестный Ангус из "Tornado" играл Дездемону из "Отелло"! К сожалению, в скором времени к клубу прочно приклеился ярлык нарко-тусовки и "Аддис-Аббеба" закрылся. Или его закрыли.
Позже (согласно печальной очередности "открылся-закрылся", "открылся-закрылся") последовал проект Алекса Кустова (известный белорусский музыкант) в кинотеатре "Салют", куда этот в высшей степени необычный человек приглашал известные российские команды - "Наив", "Бахыт-компот" и "Мистер-Твистер". Но и этот клуб долго не просуществовал. Некоторое время действовал "Аквариум", форматно похожий на "Три Поросенка", но с более стихийной системой приглашения команд. И, конечно, "Луч", возникший уже позднее, самый профессиональный и уважаемый сейшен, креатор которого, Владимир Шаблинский, добился воистину невозможно - в белорусских условиях сделал действительно рок-клуб, который был одинаково любим как посетителями, так и музыкантами. Там играли "Аукцыон", "Сплин", "Вопли Видоплясова" и всегда были аншлаги. Всегда.
Функционировали в этот период еще и "Six Pistols", но это был больше прикол, чем собственно клуб, хотя тоже с определенными достижениями на ниве отечественного рока.
Но "Резервация" - разговор особый. Идейным вдохновителем этого рок-действа являлись Дедушка Ким и Денис "Лондон" Кривцов. Открылся клуб в 1996-м и практически сразу стал центром рок-н-ролльного движения Минска главным образом из-за цепкой деловой хватки Лондона, которая, впрочем, иногда мешала развиваться клубу. Много было написано про "Резервацию", про их сейшены, скандалы, многочисленные закрытия-открытия и смены названия ("Резервация", "Альтернатива", "А-Клуб"); клуб обрастал слухами и легендами, но, в конце концов, закрылся, однако слава о нем жива и сейчас. Конкурентом ей был только "Cosmopolitan", но там формат был принципиально другим. В отличие от Лондона, Юра "Индеец" приглашал на выступление только молодые команды (и только рок или металл стилистики), в большинстве своем не раскрученные и неизвестные. Однако административные пробелы в конечном итоге стали критической точкой в истории клуба: открывшийся летом 1995-го "Cosmopolitan" бесславно закрылся, оставшись в памяти меломанов чем-то действительно рок-н-ролльным, но, увы, местом плохо организованным и зачастую богатым на конфликтные ситуации, главным образом связанные с деятельностью наци скин-хедов.
Всем спасибо кто дочитал, думаю было интересно.