С первых страниц «Тихого Дона» читатель понимает, что даже в мирные времена жизнь придонских казаков совсем не была «тихой».
За художественную силу
Михаил Шолохов – нобелевский лауреат. Этой премии он удостоился в 1965 году за роман-эпопею «Тихий Дон».
Роман-эпопея, писавшийся около пятнадцати лет и ставший одной из самых знаменитых книг ХХ века, не охватывает, как «Война и мир», все слои общества и судьбу всей страны.
Но десятилетний период, включающий основные события начала века (революции, гражданской войны и послереволюционного самоопределения в среде донских казаков) изображает ярко и правдиво. Это четко выражено в той формулировке, которая сопровождала его Нобелевскую премию по литературе: «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
О популярности этого произведения говорит хотя бы тот факт, что его начали переводить на английский язык в 1934 году, когда роман ещё не был дописан. Полный текст романа был опубликован в 1040 году.
С тех пор зрители увидели множество спектаклей и экранизаций романа. Надо сказать, что процесс этот продолжается – продолжается действо, способствующее постижению этого литературного феномена.
Сталин сказал – издательства напечатали
Личность такого масштаба, талант такого размаха, популярность такой всеохватности не могли не вызвать зависти.
«В 23 года написать столь значительное произведение? Не может быть!»
И в плагиате его обвиняли, и публикации задерживали, и за безыдейность героев клеймили!
Удивительное дело: ведь писатели - им бы писать. Но находятся во все времена и во всех профессиях любители заседать, обсуждать, обличать, решать и приговаривать.
Так вот, молодому Шолохову предъявляли претензии:
· почему он не пролетарский, а крестьянский писатель;
· почему в его романе «красные» показаны не так ярко, как «белые»;
· почему описывается межродовое соперничество казаков вместо классовой борьбы?
В результате этих выявленных «недостатков», участники II пленума РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей) постановили продолжать Шолохова «воспитывать», а печатание романа «Тихий Дон» приостановить.
Вот ещё вопрос: почему пролетарские писатели вмешиваются в литературную судьбу крестьянского писателя? Хотя вся эта «сортировка» авторов по темам смешна. Ведь нет такого талантливого произведения, не включающего в себя множество тем.
Этот пролетарски цирк состоялся в 1929 году. И только два года спустя стал известен сталинский микро-отзыв: «Изображение хода событий в третьей книге „Тихого Дона“ работает на нас, на революцию!»
Разумеется, тут же продолжились публикации в журналах, и роман стал издаваться отдельными книжками.
Со Сталиным у Шолохова была постоянная переписка. Вождь интересовался причинами задержки очередной публикации – писатель объяснял это трудностями, вызванными обострением политической обстановки в станице Вёшенской.
А когда его собирались объявить подстрекателем восстания казаков, он отправился на прием к Сталину и добился справедливого расследования. Руководитель СССР считал А.М. Шолохова «великим русским писателем»
Почему же окончательный вариант романа вышел почти десять лет спустя?
Потому что не была написана 4-я, заключительная часть. Она давалась автору с мучительным трудом.
Кроме того, Шолохов параллельно, напряженно и успешно, работал и над другим монументальным произведением. За эти годы увидел свет Роман «Поднятая целина».
«Любовь и отношения»
Так дико сейчас называют разнообразной степени официальности сожительства мужчин и женщин. То есть, можно жить в законном браке. Можно точно также жить, но без покровительства закона (гражданским браком такое сожительство называть юридически неграмотно). Можно время от времени «жить» с любовником или любовницей. Можно с ними же «жить» постоянно. И прочее, и прочее.
Главный герой романа «Тихий Дон» Григорий Мелехов испробовал, кажется, все эти формы общения с двумя женщинами: с нелюбимой законной женой Натальей и любимой, но чужой женой Аксиньей.
Вникая во все сложности их взаимоотношений, читатель и сам не замечает, как оказывается втянутым в «военные действия» (во всех отношениях) той грозной эпохи. Начиналось-то все в мирном 1912 году, а из будущего наступали и мировая война, и революция, и гражданская война (которая, по своей сути, дико противоестественна).
Судьбы героев романа настолько перемешиваются, что диву даешься. На войне Григорий спасает мужа своей возлюбленной Аксиньи – Степана Астахова. На хуторе тем временем его жена Наталья рожает близнецов. А в Петербурге император Николай II отрекается от престола. Акцентируя свое внимание на разнесенных в пространстве одномоментных событиях, писатель обеспечивает объёмность восприятия его текста.
Так читателю легче разобраться в причинах метания Мелехова от одного политического лагеря к другому.