1958 г. был неудачным для мебельной промышленности. Из-за странного политического курса правительства финского премьер-министра Фагерхольма СССР ввел временный запрет на экспорт из Финляндии. А экспорт в СССР составлял треть выручки Asko. Помимо этого, еще и внутренняя торговля мебелью резко сократилась почти на 30% по сравнению с предыдущим годом.
У Asko было достаточно производственных мощностей, поэтому компания снова стала отчаянно искать зарубежные рынки. Отмена ограничений на внешнюю торговлю и девальвация финской марки почти на 40% также способствовали росту экспорта.
Экспорт в США возобновился, но по факту решение проблем, связанных с ним, не было найдено. Основной экспортный рынок нужно было искать ближе. Аукусти Аско-Авониус решил поехать в ФРГ. Он верил в западногерманское экономическое чудо.
Свою роль играло и хорошее знание немецкого языка генеральным директором Askon Tehtaat Oy Онни Пенттиля - в годы Войны он был офицером связи с немецкими войсками.
Немцы уже проявили интерес к финским дизайнерским продуктам, включая мебель. Финский дизайн собирал хороший урожай в течение 1950-х гг. На Миланской ярмарке дизайна каждый четвертый Гран-при был увезен в Финляндию. На выставке в Кельне в феврале 1958 г. столы с «фантазией» или «ритмической фанерой», и стул из гнутой фанеры, спроектированные Тапио Вирккала (Tapio Virkkala), вызвали большой ажиотаж и множество заказов.
К середине 1950-х гг. послевоенный дефицит материалов сильно уменьшился. И теперь дизайнеры могли поэкспериментировать с лучшими пружинами и тканями, более совершенными клеями, изгибом фанеры и шпоном.
В 1956 г. дизайнеры Asko получили еще один новый материал для мебели - губчатая резина. В этом году компания Asko запустила свой завод по его производству. Сначала считалось, что строительство этого завода ошибка, но Askoletti, новая установка по производству шпона, и продвинутые дизайнеры подняли использование губчатой резины на новый уровень.
В 1950-х гг. у Asko было самое большое при Аукусти Аско-Авониусе число признаных дизайнеров мебели - 8, в следующем десятилетии их численность опять сократилась.
В 1954 г. Олли Борг (Olli Borg) разработал очень популярный диван-кровать.
В постоянный штат входили такие дизайнеры как Илсе Тёюрюля (Ilse Töyrylä) и Юсси Пеппо (Jussi Peippo), чья этажерка Tectonia была выпущена числом 300 тыс. экземпляров.
В конце 1950-х гг. в Asko работала "dream team" - дизайнеры Юсси Пеппо, Ээро Аарнио (Eero Aarnio) и Аулис Лейнонен (Aulis Leinonen).
Во второй половине 1950-х гг. дизайнеры стремились сделать эргономичную мебель, которая бы нравилась людям.
Одним из лучших продуктов из Askoletti был стул Columna 1956 года от Илмари Лаппалайнена (Ilmari Lappalainen). Этот «стул здоровья» был стильным, и при сидении он поддерживал самое слабое звено в позвоночнике, верхний поясничный отдел позвоночника, именно так, как требовали физиологи.
Columna выпускалась в нескольких версиях, а самая продаваемая модель была выпущена тиражом более 30 000 экземпляров.
Было решено, что разумно открыть собственные магазины в Западной Германии.
К тому времени из конкурентов компания Häkli уже открыла свой магазин в Гамбурге.
Компании Asko одного магазина было мало. В Финляндии уже было известно, что прибыльности нелегко достичь с очень маленькими объемами.
Было решено сразу построить в ФРГ сеть магазинов.
В День независимости Финляндии 6 декабря 1958 г. компания Asko открыла в Дюссельдорфе свой первый магазин товаров для дома.
Три месяца спустя мисс Финляндия 1958 г. Пиркко Маннола (Pirkko Mannola) приняла участие в открытии еще одного магазина в Кельне. В 1959 г. рекламные огни Asko появились во Франкфурте и Гамбурге, а вскоре после этого в Мюнхене и Западном Берлине.
К началу 1960-х гг. у Asko было шесть магазинов в ФРГ.
В начале 1960-х гг. перспективы экспорта открылись еще в нескольких странах, предложения о сотрудничестве приходили и из Японии. Но деньги и ресурсы Asko застряли в ФРГ, поэтому было решено начать с более легких решений в других местах. В 1963 г. начал свою работу филиал в Швеции, началось сотрудничество с Ikea. В 1965 г. компания Asko организовала выставки-продажи в Брюсселе и Париже.
Каждый из немецких магазинов Asko был просторен и удобно расположен в центре города. Идея заключалась в том, чтобы продавать качественные дизайнерские товары по хорошей цене. С самого начала в ассортименте помимо мебели были также изделия финской художественной индустрии, такие как стеклянные изделия компании Iittala. Однако первый год работы в ФРГ показал, что одного финского дизайна недостаточно, а прибыльные операции требуют большего объема продаж.
Также оказалось проблемой найти для немецкой дочки Asko GmbH подходящего руководителя. Первый генеральный директор-немец был бывшим инструктором по верховой езде, второй генеральный директор-немец - бывшим офицером подводной лодки.
Решением стало назначение генеральным директором Asko GmbH финна Ииро Санталахти (Iiro Santalahti), магистр экономики (KTM). Почему не был найден немец с экономическим образованием - неизвестно.
В то время как задолженность немецкой компании перед материнской финской компанией продолжала расти, Санталахти увеличил расходы на рекламу, расширил ассортимент, чтобы включить в него мебель и предметы интерьера местного производства. Это позволило придумать «концепцию домашней студии», в которой покупатель вместе с продавцом могли разработать различные интерьеры.
По мере накопления опыта в ФРГ дизайнерам Asko также удалось внести изменения в дизайн. Например, в ФРГ преуспели столовая группа Ээро Аарнио, этажерка Tectonia Юсси Пейпо из тика и серия 8500 Войтто Хаапалайнена (Voitto Haapalainen). Asko воспринимали как скандинавский, простой, воздушный и легкий дизайн интерьера, который в итоге завоевал популярность в Центральной Европе. Единственным препятствием для развития успеха финской мебели была ее цена.
Asko приложил все усилия, чтобы использовать интерес к финскому дизайну в маркетинге. В 1965 г. пресса ФРГ активно освещала новинку Asko - финские кресла-качалки Seija.
Ииро Санталахти воспользовался возможностью.
В августе 1965 г. в витринах магазинов Asko в Гамбурге, Дюссельдорфе, Кельне, Франкфурте и Мюнхене проводился конкурс на то, кто может качать кресло-качалку дольше всего. Немцы - спортивная нация. Потребовалось всего полтора дня, чтобы добраться до лучших результатов. Победитель, 25-летний дизайнер Курт Кульмай (Kurt Kuhlmay), в течение 51 часа качался в витрине магазина Asko в Дюссельдорфе.
Кульмай заявил, что готов защищать свой рекорд против всех желающих финнов.
С.Ф.
Предыдущая часть здесь.
Следующая часть здесь.
Содержание блога. Указатель статей.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте лайк.
Спасибо за просмотр.