Для экипажа и владельца судна или корабля посадка на мель является довольно неприятным событием. Однако такой инцидент является критичным не для всех судов. Некоторые суда специально проектируются и строятся с учётом многократной посадки на грунт.
Это так называемые суда NAABSA. Аббревиатура расшифровывается как Not always afloat but safely aground ("Не всегда на плаву, но безопасно на грунте"). Такие суда строятся за рубежом для работы в портах с сильным приливно-отливным воздействием. Причём, для перевозки не только с сухих, но и наливных грузов.
Так, в начале мая 2020 года шведская судоходная компания Thun Tankers разместила заказ на постройку танкера класса NaabsaMax на голландской #верфи Ferus Smit. Судно должно быть передано заказчику в мае 2022 года.
Что касается технических характеристик #танкера, то дедвейт судна составляет 4250 тонн, длина – 79,9 м, ширина – 15 м.
Это уже не первое подобное #судно, заказанное Thun Tankers. Головной танкер под названием NaabsaMax 1 должен быть сдан в ноябре 2020 года. Оба судна будут работать в рамках долгосрочного соглашения с британской группой Geos.
Примечательно, что суда класса NAABSA дошли и до России. Правда, пока только на уровне нормативных документов. В конце 2016 года Российский морской регистр судоходства разработал требования к судам, эксплуатация которых предусматривает посадку на грунт.
Предполагается, что такие суда могут использоваться при освоении удалённых районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, где требуется выгрузка грузов на необорудованный берег арктических морей. На мелководье такие операции в безопасном режиме могли бы осуществлять суда NAABSA.
По данным регистра, такие суда должны иметь усиленную конструкцию днища и защиту корпуса. При этом в зависимости от степени усиления суда NAABSA предлагается делить на три группы. Наименее защищённые могут использоваться на однородных грунтах в закрытых от волнения акваториях. Наиболее усиленные могут переносить качку с ударными контактами с грунтом в любой точке днища.