Найти в Дзене
MC Theory

Минорный лад на гитаре и клавишных, состав, примеры

Оглавление

Минорный лад , также как и мажорный – это тональный семиступенный лад. Однако, в отличие от мажора, устойчивые ступени лада – I, III, V – образуют минорное трезвучие. Также, как и мажорный, минорный лад бывает натуральным, гармоническим и мелодическим.

 

Натуральный минор.

Формула натурального минора: 

Тоника – ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН (Т-П-Т-Т-П-Т-Т)

 

Гамма натуральный С-минор
Гамма натуральный С-минор

Я для запоминания этой последовательности вспоминал табун скачущих лошадей, и у меня получалось ТоПоТ ТоПоТ ТОН

Состав гамм натурального минора для всех тональностей (так же, как и в описании мажора, в скобках указаны энгармонически равные ноты, но правильно записывать последовательность следует с сохранением очередности и порядка нот):

 

Нотный состав натурального минора во всех тональностях
Нотный состав натурального минора во всех тональностях

Натуральный минор звучит немного печально, сдержанно и строго, он очень часто встречается в средневековой церковной музыке и многих народных песнях. Моцарт, в своей знаменитой 40й симфонии, чередует натуральный и гармонический минор.

 

Гармонический минор.

Формула гармонического минора:

Тоника – ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН – ПОЛТОРА ТОНА – ПОЛУТОН

Гамма гармонический С-минор
Гамма гармонический С-минор

 Тут, в сравнении с натуральным, повышена VII ступень. Гармонический минор – это самый популярный лад современной музыке. В нем написаны подавляющее большинство песен, поп-музыка, рок, авторская песня. Включив любое радио, можно быть почти уверенным в том, что звучит именно гармонический минор. А если делать акцент на VII повышенной ступени, то, также как и в гармоническом мажоре, можно услышать «восточные» нотки в мелодии.

 

Мелодический минор.

Формула мелодического минора:

Тоника – ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН

Гамма мелодический С-минор
Гамма мелодический С-минор

 В мелодическом миноре, по сравнению с натуральным, повышается VI и VII ступени, чем сглаживается большой разрыв между нотами в гармоническом миноре. Лад становится более мягким, плавным, буквально мелодическим. Его можно услышать в романсах, колыбельных и других песнях, где нужно передать какие-то чувственные переживания. Чаще всего мелодический минор используют при восходящем движении в мелодии. 

 

 

В следующей статье внимательней рассмотрим все ступени тональных ладов, их закономерности, тяготения и функции. 

Если вам понравился материал, не забудьте поделиться «лайком». Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи, это поможет и продвижению канала. С любыми вопросами добро пожаловать в комменты.