18+. История о знаменитом израильском разведчике Элае Коэне, который в 1960-е добился невероятных успехов в Сирии, сумев не просто войти в доверенный круг ее военной верхушки и президента, но и став влиятельным достаточно, чтобы и ему самому прочили место во главе страны.
Элай Коэн, образ которого воплотил на экране Саша Барон Коэн, личность, однозначно, выдающаяся. В Израиле про него снято немало фильмов и сериалов, в его честь названы улицы и даже одно из поселений на Голанских высотах, за которые и развернется борьба израильтян с сирийцами в «Шпионе». Но за пределами его горячо любимой страны имя Элая Коэна далеко не так хорошо известно, что и намеревался исправить проект Нетфликса, рассказав миру удивительную историю разведчика, который годами водил за нос врага, что само по себе стало настоящим унижением для тогдашнего президента Сирии Амина аль-Хафеза (Валид Зуэйтер) перед всем миром. Создание сериала поручили Гидеону Раффу, израильтянину, уже писавшему сценарий для другого шпионского телепроекта «Родина», поэтому ему прекрасно удается передавать напряженные моменты слежки, добычи секретных документов и в целом исследовать взаимосвязи имен и событий прошлого с миром нынешним. Но Раффа, помимо профессиональных достижений Элая, ничуть не меньше интересует и то, как его работа оказывала влияние и на жену разведчика Надю (Хадар Ратсон Ротем), и его начальника Дэна (Ноа Эммерих), уже терявшего своего агента, и самого Элая. Ведь постоянное напряжение и вынужденное нахождение под личиной совершенно другого человека не могли в итоге не сказаться на психике израильского шпиона. И Саша Барон Коэн, известный своим комедийным амплуа, прекрасно со своей задачей справился и даже заслужил номинацию на «Золотой глобус».
Но в попытке приукрасить знаменитое безрассудство Элая, благодаря которому «Моссад» получал от него самые охраняемые государственные тайны сирийцев, Рафф добивается обратного эффекта – его экранный Элай совершает непростительные глупости, поначалу не приводящие к разоблачению лишь по такой же глупости противника, но только до определенного момента (чем закончится история нам показывают уже в первых кадрах сериала). К такому же эффекту приводят и упрощения, которые странно видеть в сериале, много внимания уделяющему бытовым вещам. Например, для передачи в Израиль шифрованных сообщений, настоящий Элай отправлял письма, написанные невидимыми чернилами, а ответные указания получал разными способами, в том числе по радио под видом «песен по заявкам слушателей». Но в сериале разведчик ограничивается только одним типом связи, при этом не меняя ни время выхода в эфир, ни местоположения, а также, будучи уже на посту замминистра обороны Сирии, игнорирует очевидные тревожные сигналы. Но каким бы ни был художественный вымысел в деталях, «крупных мазков» оказывается достаточно, чтобы рассказать о весомости вклада всего лишь одного человека в судьбу целой страны и даже региона. Ну или по крайней мере «Шпион» после просмотра способен вызвать желание почитать об Элае Коэне в интернете.
***
Дорогие читатели! Вы поможете развиваться каналу дальше, если поставите палец вверх и подпишетесь на канал. Спасибо!
Также подписывайтесь на мой Телеграм-канал, где публикуется больше материалов.