Решили совершить покупку в интернете, но боитесь обмана? Или даже хуже – уже остались ни с чем? Тогда эта инструкция для вас.
Как могут обмануть в интернет-магазине?
На онлайн-ресурсе по обработке жалоб и поиску решения проблем «Сердитый гражданин» пользователи чаще всего упоминают следующие виды обмана: людям продают дешёвые подделки или б/у товары; не высылают покупку и не возвращают деньги; отказывают в обмене или возврате в течение первых 14 дней с момента приобретения. Бывает даже, что при получении заказа от покупателя требуют большую сумму, чем та, которая была указана изначально.
Что нужно сделать, если вас обманули, в первую очередь?
Для начала стоит написать претензию на адрес продавца. Это можно сделать по любому указанному на сайте контакту для связи (например, по электронной почте). В претензии следует подробно обосновать своё недовольство по отношению к интернет-магазину и выдвинуть соответствующие требования: возврат денег, замена товара и так далее.
А если вам не ответят?
Если продавец игнорирует вашу претензию, а вы уверены, что деятельность магазина – это не что иное, как мошенничество, то следующим шагом становится написание заявления в правоохранительные органы. В заявлении необходимо указать адрес интернет-магазина, имя, контакты и другие имеющиеся данные продавца, номер счёта или электронного кошелька, куда вы ранее перечислили деньги.
А если вы не уверены, что это мошенничество?
Тогда нужно обращаться в такие инстанции, как Роспотребнадзор, Общество защиты прав потребителей или «Сердитый гражданин». Жалобу можно оставить у них на сайте, подробно расписав ситуацию и прикрепив все имеющиеся у вас документы: чеки, квитанции, скрины переписок и прочее.
«Но я ведь не видел продавца в лицо!»
Верно, но это ни в коем случае не должно смущать. Как утверждает юридический и налоговый портал «Народный Советникъ», владельцы интернет-магазинов совсем не недосягаемые: «Домен сайта расположен на хостинге, что предполагает там наличие паспортных данных владельца. Кроме того, документы, прилагаемые к полученному товару, также могут содержать контактные данные продавца».
Какие статьи в законодательстве могут привлечь злоумышленников к ответственности?
Всё зависит от обстоятельств и причинённого ущерба. В Кодексе об административных правонарушениях есть статья 7.27 «Мелкое хищение». Она предполагает наложение штрафа или арест на 15 суток за ущерб, не превышающий 1000 рублей.
Если же мошенничество совершено в размере, превышающем 1000 рублей, то в силу вступает Уголовный кодекс Российской Федерации. А именно статья 159.6 «Мошенничество в сфере компьютерной информации». При самых тяжких обстоятельствах на злоумышленника может быть наложен арест сроком до 10 лет.
А деньги-то как вернуть?
Если вы написали заявление в прокуратуру, Общество защиты прав потребителей или какие-нибудь другие инстанции, то считайте, что полдела уже сделано.
Однако помимо этого вы должны написать заявление в банк, что хотите отказаться от перевода средств на счёт продавца, предоставив в доказательство чеки, скрины переписок, квитанции, данные продавца, его электронную почту и так далее. То же самое нужно будет сделать, если вы перевели деньги, например, на QIWI-кошелёк или по номеру телефона. В таких случаях вам необходимо обратиться в техподдержку QIWI или же, соответственно, в офис своего сотового оператора.
Даже если вы правильно составите все документы, нельзя гарантировать, что вам точно помогут. Как утверждает Отдел по защите прав потребителей, к сожалению, на практике процент раскрытия подобных дел и возврата денег невелик.
Можно ли как-то застраховать себя от обмана при совершении покупок в интернете?
Отдел по защите прав потребителей рекомендует посмотреть на сайте market.yandex.ru наличие юридического адреса интересующей вас компании или почитать комментарии предыдущих покупателей. Также следует обращать внимание на контент выбранного интернет-магазина: количество и качество фотографий (они в основном должны быть сделаны в одинаковом качестве и в одном месте), адекватность цен (вряд ли вас ждёт что-то хорошее, если цены подозрительно занижены) и так далее. Если всё равно что-то смущает, не стесняйтесь написать продавцу, попросить дополнительные фотографии и информацию. Возможно, это спасёт от мошенников и сохранит ваши деньги.
Текст: Мария Белковец
Иллюстрации: gifer.com