После четырех статей подряд про фигурное катание, мне захотелось порассуждать на совершенно иную тему. Давайте поговорим о литературе. Вернее о беллетристике. Даже нет, о массовой и вполне маркетинговой литературе. Короче, о "первой среди лучших" Татьяне Устиновой.
Мне даже сложно с чем-то сравнить феномен книг писательницы Устиновой. Разве что с каким-то периодическим изданием. Да, точно, эти книги как какой-то журнал "7 дней", хочешь - не хочешь, а на глаза попадаются каждому и всегда. И их покупают, и даже читают.
И я тоже покупала и читала. Пока это стало уже невозможно читать.
Сперва необходимо разобраться, а для кого пишет Татьяна Устинова? Ее жанр можно смело назвать "любовным детективом", и как правило, любви всегда больше, чем детектива. Поэтому пишет Устинова исключительно для женщин. И, если в начале ее творческого пути ее книги можно было увидеть в руках молоденьких девушек, то почти за 20 лет активного писательства аудитория Устиновой изрядно повзрослела. Поэтому под целевой аудиторией автора можно смело представить женщин глубоко бальзаковского и постбальзаковского возраста.
Лично для меня, как для простого читателя, все творчество Татьяны делится на 3 довольно большие части:
1. Классическая Устинова
Под этим милым эпитетом я подразумеваю произведения, которые были написаны автором в период с 1999 года по 2003 год включительно. Ну да, не написаны, а которые были изданы. Для того времени Устинова, конечно же, была нова. Именно она смогла совместить пресловутый любовный роман от издательства "Арлекин" с мало-мальски детективной историей.
Конечно же, и в "золотой" период у писательницы были средненькие романы, к которым я могу отнести "Пороки и их поклонники", и "Миф об идеальном мужчине", и "Большое зло и мелкие пакости". Но по большей части тогда Устинова написала свои лучшие книги: "Персональный ангел", "Подруга особого назначения", "Седьмое небо", "Запасной инстинкт" и многие другие.
2. Новая, но не лучшая Устинова
С 2004 года Татьяна Витальевна то ли слегка подустала, то ли поняла, что на одной схеме долго не проработает, и пошла искать схемы новые. Новых схем не находилось, это была все та же старая схема, но приправленная большим количеством "художественных деталей и ходов". Писательницу разрывало между привычным "он, она, чья-то бабушка (дедушка) и собака в придачу" и историческими загадками. Вообще в историю, а тем более в историю искусства, Устиновой лучше было бы не ходить. Но да ладно.
Вплоть до 2012 года Татьяна Устинова выпускает очень средние книги, которые еще пока что поддаются перевариванию в организмах читателей. Среди более-менее вменяемых работ этого периода "Олигарх с большой медведицы", "Жизнь, по слухам, одна!" и даже цикл про унылое издательство "Лиана" и Алекса Шан-Гирея. А вот к явным провалам, пожалуй, стоит отнести такие произведения как "Закон обратного волшебства", "Дом-фантом в приданое" и "От первого до последнего слова". Кстати и про первое и про последнее слово: эта книга - как живой пример выработки автором необходимого количество страниц. Где это видано, чтобы 1/6 книги занимали размышления героя о "художественно детальной" красной машине?
2013 год
Этот год, я, пожалуй, не буду выделять в отдельную категорию. Но также я не могу не признать, что 2013 - год некоего просветления для Татьяны Устиновой. И, к сожалению, заката писательницы лично для меня. И "Где-то на краю света" и "Сразу после сотворения мира", пожалуй последние из проработанных книг автора. Потому что начиная с 2014 года следует прелестный творческий период у писательницы под названием:
3. Совершенно невозможно читать
Да, начиная с 2014 года книги Татьяны Витальевны я регулярно пролистываю в книжном, сюжет мне становится ясен при выборе трех произвольных кусков из начала, середины и конца книги. Да и сюжеты, конечно... Все больше писательницу тянет в периферию, подальше от Москвы, все больше появляется старины, которая преподносится читателям исключительно в тяжелых утюгах и кружевных воротниках.
Устинова от безысходности даже объединилась с юристом всея нашей необъятной Астаховым. И, к большому сожалению, нужно признать, что суховатые куски, написанные или, скорее, надиктованные Павлом, удались куда лучше. Не скрою, цель цикла совместных книг нужная - просвещать народ в правовом поле и поднимать престиж судебной власти. Только вот как его поднять, если судебная власть у нас только на бумаге независимая, да и правовое поле по большей части каждый трактует, как хочет.
Татьяна Витальевна в попытках привлечь и новую, более молодую аудиторию, и не растерять старую, выпускает роман "Звезды и лисы", в котором удивительным образом сочетаются, казалось бы, несочетаемые вещи: современные герои как известный рэпер, популярная блогерша и... дядя - полотёр. Да, полотёр в 21 веке, это, конечно, сильно.
Собственно говоря, еще до вселенской самоизоляции, в книжном мне на глаза попалась одна из новых книг Устиновой - "Серьга Артемиды". Покрутила я, значит ее в руках. Тоненькая такая книженция, а шрифт крупный. Все понятно - рассказ отдел маркетинга решил выдать за роман. Покупайте, дорогие читателя, вы же так ждали.
А что же дальше?
Уверена, этот вопрос мучает не только читателей, но и саму писательницу.
Привычная схема произведения совершенно перестала работать, как наган, выпустивший из обоймы все пули, но у которого продолжают спускать курок. Что осталось у Устиновой? Пожалуй, только обертка. И это не художественные детали, которых должно быть побольше. Нет. Это, как ни странно, умение (разумеется, при желании) хорошо написать. У Татьяны легкий слог - и это ее козырь.
Наша музыкальная индустрия научила всех одному простому правилу. Зашел в тупик - смотри на Запад. А на Западе сейчас в тренде серийные произведения.
Алгоритм спасения для Устиновой, на мой взгляд, предельно прост: нужна серия книг, но не унылая трилогия про Маню Поливанову. Сейчас требуется одно из двух: либо очень сильный герой, приключения которого можно растянуть на несколько книг; либо предложить читателю такие обстоятельства и несколько нетривиальных, непохожих друг на друга героев, которые заставили бы читателей покупать книги Устиновой не по инерции, а из интереса. Завернуть все это в фирменный стиль - под стилем не читать переходящих из книги в книгу бабушек, тяжелые утюги и собак, а читать "слог" - сплетение слов между собой - и побольше времени уделить именно основной профессии, а не "Моему герою".
А что бы вы посоветовали Татьяне? Читаете ее книги? Если бросили, то в какой момент? Мне очень интересно!
#татьяна устинова #книги #литература #писатели #детективы